Родной язык (русский)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ «СОШ № 2»

Исупова
Елена
Викторовн
а

Подписан: Исупова Елена
Викторовна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ
СОШ №2 в г. Первоуральске,
CN=Исупова Елена Викторовна,
E=583201@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.27 09:10:46+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 278
от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (русский)»

для обучающихся 3 – 4 классов

Первоуральск
2023 - 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» на
уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Федеральной образовательной программы начального
общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Родной язык (русский)», основной образовательной программы
начального общего образования МАОУ «СОШ № 2», а также ориентирована
на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения родного языка, даётся общая характеристика учебного
предмета, определяется место учебного предмета в учебном плане,
раскрываются основные подходы к отбору содержания.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по родному языку, содержание учебного
предмета «Родной язык (русский)».
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и
литературное чтение». Цели курса родного языка в рамках образовательной
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка
в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс «Родного языка (русского)» направлен на
достижение следующих целей:
осознание русского языка как одной из главных духовнонравственных ценностей русского народа, понимание значения родного
языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа,
осознание национального своеобразия русского языка, формирование
познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной
культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации,
о месте русского языка среди других языков народов России, воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России, овладение
культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной
специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об
основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете,
овладение выразительными средствами русского языка;

совершенствование умений наблюдать за функционированием
языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с
точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять
элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение русским литературным языком в разных
ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи, развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Программа по родному языку (русскому) рассчитана на общую
учебную нагрузку в объеме 51 час: 3 класс - 34 часа, 4 класс - 17 часов.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)».
Русский язык является государственным языком Российской
Федерации, средством межнационального общения и объединения народов
России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы,
основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского
народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения,
обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной
культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком
определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении
способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать
свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и
анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания
действительности
русский
родной
язык
обеспечивает
развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную
и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней. В содержании
курса «Родной язык» (русский) предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к

вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского
языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование первоначальных представлений младших школьников о
сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и
мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных
ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и
уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Процесс контроля и оценки в курсе «Родной язык (русский)» имеет
особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не
направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка –
приоритетной целью является формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной
культуре.
В
ходе текущего контроля используется критериальное оценивание.
Объектом оценки является письменное или устное высказывание
(сообщение) отдельного ученика или группы учеников. Критериальное
оценивание влияет на формирование устной и письменной речи младшего
школьника, на становление учебной самостоятельности.
Промежуточная аттестация достижения предметных результатов
осуществляется с помощью контрольной работы, результаты учитываются
при определении итоговой отметки.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт
основных компонентов образовательной деятельности. Объектом оценки
метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
действий, таких умственных действий обучающихся, которые направлены на
анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Оценка
метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера, проверочные и
контрольные работы.
Личностные
результаты
рассматриваются
как
достижения
обучающихся в личностном развитии. Оценка личностных результатов
осуществляется в ходе наблюдения за образовательной деятельностью
учащихся. Диагностика проводится в виде неперсонифицированных работ.
Привычные формы контроля результатов дополняются другими
формами контроля:

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником
действий и качеств по заданным параметрам);
- самооценка ученика по принятым формам (саморефлексия конкретной
деятельности).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета направлено на формирование
представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из
основных характеристик литературного языка.
Программой
предусматривается
расширение
межпредметного
взаимодействия в обучении русскому родному языку во всём комплексе
изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка в
начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
- совершенствование у младших школьников как носителей языка
способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие
языковой интуиции;
- изучение исторических фактов развития языка;
- расширение представлений о различных методах познания языка
(учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и
т.п.);
- включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает
содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка,
о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.
Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и
культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского
языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других
народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание,
обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие
базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и
практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка, развитие потребности
обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое
освоение норм современного русского литературного языка (в рамках
изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к
использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с
совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи,
развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями
определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении);
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из
ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами:
развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать
собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.

3 класс (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (19 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений
между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например,
образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской
культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик,
коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры:
слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли,
гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения
(например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.):
уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях
фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий.
Проектные задания. «Странички «Природного словаря». Откуда в
русском языке это слово?» (Приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов.); «Место, в котором я живу. Улицы, связанные с
профессиями, на карте моего города».
Раздел 2. Язык в действии (9 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например,
категории рода, падежа имён существительных). Существительные,
имеющие только форму единственного или только форму множественного
числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических форм имен существительных.
Словоизменение
отдельных
форм
множественного
числа
имен

существительных (например, родительный падеж множественного числа
слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложнопадежных форм существительных (предлоги с пространственным значением)
(на практическом уровне).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т.п.).

4 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например,
добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова,
связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка,
батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых
связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа
на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но
различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и
мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке»
(приобретение опыта поиска информации о происхождении слов);
«Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом
словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (3 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках
изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного
оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление
плана
текста,
не
разделенного
на
абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной
исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Изучение учебного предмета обеспечивает:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению
культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского
народа, осмысление красоты и величия русского языка, приобщение к
литературному наследию русского народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие
у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров,
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков
выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях и отражают:
1.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

- осознание роли русского родного языка в постижении культуры
своего народа;
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей
народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского языка;
- распознавание слов с национально-культурным компонентом
значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления
традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание
значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и
сравнений в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих
русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях
речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых
выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого
общения (в рамках изученного);
- понимание значений устаревших слов с национально-культурным
компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
- осознание важности соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка ( произношение
слов
с
правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание
смыслоразличительной роли ударения на примере омографов);
- соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка ( выбор из нескольких возможных слов того слова,
которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению
реальной действительности; проведение синонимических замен с учётом
особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной

речи; редактирование письменного текста с целью исправления речевых
ошибок или с целью более точной передачи смысла);
- соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка ( употребление отдельных грамматических форм имен
существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа
имен существительных; употребление отдельных глаголов в форме 1 лица
единственного числа настоящего и будущего времени, замена
синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы
1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявление и
исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного
в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в
числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего
времени); редактирование письменного текста с целью исправления
грамматических ошибок);
- соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного в
основном курсе): соблюдение изученных орфографических норм при записи
собственного текста; соблюдение изученных пунктуационных норм при
записи собственного текста;
- совершенствование умений пользоваться словарями (использование
учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,
для уточнения нормы формообразования; использование учебных
фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для
уточнения значения слова и в
процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения; использование
учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных
этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного
написания слов).
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм
речевого этикета:
- владение различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым)
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов
или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические
связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на
абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с
примечаниями к тексту;
- умения информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приемов устного
общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
- уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало
и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого
поведения в ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый
ответ,
ответ-добавление,
комментирование
ответа
или
работы
одноклассника, мини-доклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении
музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
- создание текста как результата собственного мини-исследования;
оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной
форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов;
- соблюдение основных норм русского речевого этикета (соблюдение
принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого
этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации.
Планируемые результаты освоения программы по классам.
Изучение предмета «Родной язык (русский)» обеспечивает достижение
предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими
именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными,
познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными
действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного
предмета «Родной язык».

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык»
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях.

3 класс
В конце третьего года изучения курса русского родного языка
обучающийся научится:
- при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и
настоящее»: распознавать слова с национально-культурным компонентом
значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и
растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие
музыкальные инструменты); распознавать
русские
традиционные
сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности
их
употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы; использовать
словарные статьи учебного пособия
для определения
лексического
значения слова; понимать значение русских пословиц и
поговорок,
связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических
оборотов, связанных с изученными
темами;
осознавать уместность
их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать
собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать
из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей
текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа
имен существительных; пользоваться
учебными толковыми словарями
для определения лексического значения слова; пользоваться
орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в
ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать
в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть
различными приёмами слушания научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и
о
культуре русского
народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее
существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами; оценивать устные и письменные речевые

высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления; соотносить части прочитанного или прослушанного
текста: устанавливать причинно- следственные отношения этих частей,
логические связи между
абзацами текста; приводить объяснения
заголовка текста; редактировать письменный текст с целью исправления
речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

4 класс
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка
обучающийся научится:
- при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и
настоящее»: распознавать слова с национально-культурным компонентом
значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей;
родственными отношениями); распознавать русские традиционные
сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные
статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и
поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение
фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать
уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного); соблюдать на письме и в устной
речи нормы современного русского литературного языка (в рамках
изученного); произносить слова с правильным ударением (в рамках
изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое
наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению
реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом
особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями
отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени; выявлять и исправлять в устной речи
типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования
имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с
нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать
изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения
нормативного написания слов; пользоваться учебным этимологическим
словарём для уточнения происхождения слова;

- при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в
ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать
в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов
об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного
и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных, выделять
наиболее
существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с
изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об
участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных
с
народными промыслами; оценивать устные и письменные речевые
высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления
речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соотносить
части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами
текста; приводить объяснения заголовка текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
Наименование разделов и тем

Количество
часов

Русский язык: прошлое и настоящее

19

Язык в действии

9

Секреты речи и текста

6

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.rulex.ru/
Русский
библиографический
словарь
https://educont.ru/
Цифровой
образовательный
контент
http://ruslit.ioso.ru
Кабинет русского языка
и литературы»
https://educont.ru/
Цифровой
образовательный контент
https://resh.edu.ru
Российская электронная

школа
https://educont.ru/
Цифровой
образовательный
контент

ИТОГО

Наименование разделов и тем

34
4 класс
Количество
часов

Русский язык: прошлое и настоящее

7

Язык в действии

3

Секреты речи и текста

8

ИТОГО

17

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.rulex.ru/
Русский
библиографический
словарь
https://educont.ru/
Цифровой
образовательный
контент
http://ruslit.ioso.ru
Кабинет русского языка
и литературы»
https://educont.ru/
Цифровой
образовательный
контент
https://resh.edu.ru
Российская электронная
школа
https://educont.ru/
Цифровой
образовательный
контент


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».