МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "СОШ № 2"
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 279
от 31.08.2023г.
Подписан: Исупова Елена
Викторовна
DN: C=RU, OU=Директор,
O=МАОУ СОШ №2 в г.
Первоуральске, CN=Исупова
Елена Викторовна,
E=583201@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.27
14:59:08+05'00'
Рабочая
программа
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0
Исупова
Елена
Викторов
на
учебного курса «Введение в химию»
для обучающихся 7 класса
г. Первоуральск
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
Курс «Химия» направлен на формирование у учащихся представлений о роли соответствующей
науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем
человечества, в формировании научной картины мира. Велика роль химии в воспитании
экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе
преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используют химические
средства и методы. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами
химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности,
продолжения образования, правильной ориентации в поведении в окружающей среде. Она вносит
существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся.
Рабочая программа учебного пропедевтического курса «Введение в химию» разработана для
обучающихся 7 класса и составлена на основе: федеральной программы по химии для основной
школы, рабочей программы О. С. Габриеляна, автора учебно-методического комплекта, с помощью
которого будет реализована данная программа., Основной образовательной программы
образовательного учреждения. Данная программа является пропедевтическим курсом,
предваряющим систематическое изучение предмета.
Цель учебного курса заключается в формировании у обучающихся целостного представления о
мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира, в умении объяснять
объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания, видеть
и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека.
Данный курс ставит своей целью решение следующих основных задач:
• подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;
• разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;
• сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
• отработать те предметные знания и умения (в первую очередь экспериментальные умения, а также
умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении
химии в 8-м и 9-м классах;
• рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становления и развития
химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
• интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной
дисциплины «Химия»
Курс состоит из четырёх частей.
Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» - актуализирует химические знания учащихся,
полученные при изучении природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе.
Это уменьшает психологическую нагрузку, возникающую с появлением в 8-м классе нового предмета,
позволяет заменить связанные с этим тревожные ожидания на положительные эмоции встречи со
старым знакомым. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе
естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. Такая
межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира
уже на начальном этапе изучения химии. В соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная, поэтому
рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование,
гипотеза, вывод. Для отработки практических умений учащихся отобраны несложные и
психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, которые
знакомы им по начальному курсу естествознания и другим естественным дисциплинам: ознакомление
с несложным лабораторным оборудованием (устройство штатива, нагревательных приборов,
химической посуды, которую они применяли ранее), проведение простейших операций с
оборудованием и веществами (правила нагревания, фиксация результатов наблюдения и их анализ и
т. д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который
полностью соответствует требованиям безопасности при его выполнении и включает ушедшие ныне
из практики обучения химии экспериментальные работы лонгитюдного (продолжительного по
времени) характера (выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов).
Учебный материал второй темы курса – «Математика в химии» - позволяет совершенствовать
умения, необходимые при решении химических задач, для которых недостаточно времени в курсе
химии основной школы. Акцент в первую очередь сделан на умение вычислять часть от целого
(массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объёмная доли компонентов смеси, в том
числе и доля примесей)
Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» - дополняет сведения учащихся об известных
им физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на следующей
ступени обучения.
В четвёртой теме – «Рассказы по химии» - интересно и занимательно повествуется об учёных
химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.
Изучение курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения:
повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего
химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций,
защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента. Курс предусматривает широкое
развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение,
выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
Сроки реализации программы.
На изучение химии в 7 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Глава I. Химия – наука о веществах (11ч)
Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира.
Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их
свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной
метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент.
Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. Моделирование. Модель, моделирование.
Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в
физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели
атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы
элементов, формулы веществ, уравнения реакций).
Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение,
произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и
коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Химия и физика. Универсальный
характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион».
Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества.
Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ. Понятие об агрегатном
состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества.
Аморфные вещества.
Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.
Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и
органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке.
Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и
витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью
качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.
Демонстрации: Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для
иллюстрации идеи «свойства — применение». Учебное оборудование, используемое на уроках
физики, биологии, географии и химии. Электрофорная машина в действии.
Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов
растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и
кристаллических решеток. Объемные и шаростержневых модели воды, углекислого и сернистого
газов, метана. Образцы твердых веществ кристаллического строения.
Модели кристаллических решеток. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и
аморфных веществ и изделий из них. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит,
галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).
Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).
Демонстрационные эксперименты: Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. «Переливание» углекислого газа в
стакан на уравновешенных весах. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на
углекислый газ.
Лабораторные опыты: Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс
диффузии. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. Диффузия
перманганата калия в желатине. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. Изучение
гранита с помощью увеличительного стекла. Определение содержания воды в растении. Обнаружение
масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках).
Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди
различных веществ.
Домашние опыты: Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. Диффузия
сахара в воде. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. Обнаружение крахмала в продуктах
питания; яблоках.
Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности.
Практическая работа № 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Глава II. Математика в химии (10 ч)
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной
массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной
массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество
химических элементов.
Понятие о массовой доле химического элемента (ω) в сложном веществе и ее расчет по формуле
вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов
(для двухчасового изучения курса).
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ),
жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие
средства).
Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа (φ) в смеси. Состав атмосферного
воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот.
Массовая доля вещества (ω) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет
массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (ω) в образце исходного вещества.
Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную
массовую долю примесей.
Демонстрации: Коллекция различных видов мрамора и изделий из него. Смесь речного и сахарного
песка и их разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей. Диаграмма
состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа. Коллекция «Минералы и горные
породы».
Домашние опыты: Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов,
содержащих определенную долю примесей.
Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества.
Глава III. Явления, происходящие с веществами (11 ч)
Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы
разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание,
декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование.
Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент.
Устройство противогаза. Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс
выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и
фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная
перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции
как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических
реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание.
Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка,
растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение
теплоты.
Демонстрации: Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.
Респираторные маски и марлевые повязки. Противогаз и его устройство. Коллекция «Нефть и
нефтепродукты».
Демонстрационные эксперименты: Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение
смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной
воронки. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки
жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.
Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа
взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.
Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор —диоксид марганца (IV)).
Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора. Взаимодействие раствора перманганата калия
и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия. Взаимодействие раствора перманганата
калия с аскорбиновой кислотой. Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и
гидроксидом натрия. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.
Лабораторные опыты: Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. Изучение
устройства зажигалки и пламени.
Домашние опыты: Разделение смеси сухого молока и речного песка. Отстаивание взвеси порошка для
чистки посуды в воде и ее декантация. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепсиколы. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. Приготовление известковой воды и опыты с ней.
Изучение состава СМС.
Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
Практическая работа № 5. Очистка поваренной соли.
Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент).
Глава IV. Рассказы по химии (3ч)
Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые - химики».
Конкурс сообщений учащихся: «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и
значение). Конкурс ученических проектов, посвященных изучению химических реакций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА:
Личностные результаты:
понимать общественную потребность в развитии химии, а также представлять химию как
возможную область будущей практической деятельности;
понимать значимость химического знания для каждого человека независимо от его
профессиональной деятельности;
уметь безопасно обращаться с веществами, используемыми в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применять
основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения
различных сторон окружающей действительности;
использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и
синтез, сравнение, обобщение и систематизация, выявление причинно-следственных связей,
поиск аналогов;
уметь генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять
их на практике;
использовать различные источники для получения химической информации.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области
использования информационно коммуникационных технологий; формирование и развитие
экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений, осуществлять сравнение,
классификацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта, составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все
уровни текстовой информации, уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего
продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные
вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции,
протекающие в природе и в быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
моделировать строение атомов первого-третьего периодов, строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами
и лабораторным оборудованием.
В результате изучения курса ученик научится:
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные
связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических
реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю
химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе
их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей
природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными
таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к
псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных
веществ;
• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих
важное практическое значение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
Название темы
Количество учебных часов
всего
Тема 1. Химия – наука о
веществах
Тема 2. Математические
расчеты в химии
ЛО
11
8
10
-
практ.
работы
2
1
контр.
работы
1
3.
4.
Тема 3. Явления,
происходящие с веществами
Тема 4. Рассказы по химии
10
2
3
1
3
-
-
-
Итого
34
10
6
2