Второй иностранный язык (английский)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
(МАОУ СОШ № 2)
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАОУ СОШ № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

по учебному предмету

«Второй иностранный язык (английский)»
8-9 класс

Исупова
Елена
Викторовна

C=RU, OU=директор, O="
МАОУ ""СОШ № 2""",
CN=Исупова Елена
Викторовна,
E=583201@mail.ru
я подтверждаю этот документ
2021.09.20 17:14:11+05'00'

1

Данная рабочая программа предназначена для изучения английского
языка как второго иностранного учащимися 8-9 классов и ориентирована на
УМК серии «Мой выбор — английский» (“Options”) для 5—9 классов
общеобразовательных организаций.
Цель программы - достижение обучающимися допорогового уровня
иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющего общаться на
английском языке в устной и письменной формах в пределах тематики и
языкового материала основной школы как с носителями изучаемого языка,
так и с представителями других стран, которые используют английский язык
как средство межличностного и межкультурного общения.
Задачи программы:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности
ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в
четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании,
чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в
соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной
школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных
способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к
культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем,
сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование
умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного
общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из
положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче
информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих
и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности;
ознакомление с доступными учащимся способами и приемами
самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием
новых информационных технологий;
развитие личности учащихся посредством реализации
воспитательного потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных
языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и
родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств
2

гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного
отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей
собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры
средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем
информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья
и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Программа рассчитана на изучение учащимися предмета в объеме 1
учебного часа в неделю в 8 классе (34 учебные недели), 1 учебного часа в
неделю в 9 классе (34 учебные недели). Общая трудоемкость освоения
программы составляет 68 учебных часов за весь период обучения.
Срок освоения программы – 2 года (8 -9 классы).
Основные принципы обучения, которые учитываются при реализации
программы:
- английский принадлежит к группе романских языков (как и немецкий
язык, французский язык, испанский язык), имеющих общее происхождение и
схожие характеристики в системе языка, поэтому обучение английскому
языку как второму иностранному рекомендуется осуществлять с опорой на 1
иностранный язык на основе контрастивного подхода, подчеркивая сходство
и
различие
изучаемых
языков,
побуждая
учащихся
к
сравнению/сопоставлению как иностранных языков, так и родного языка с
изучаемыми иностранными;
-с целью формирования устойчивой положительной мотивации к
изучению нескольких иностранных языков и дальнейшему освоению
иностранного языка в течение всей жизни рекомендуется уделять особое
внимание методам, приемам и средствам повышения мотивации и
реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (языковое
портфолио, игровые приемы обучения, метод языковой анимации,
электронные образовательные ресурсы, групповые методы работы,
организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
и т.д.);
- коммуникативная и межкультурная направленность обучения
второму иностранному языку;
-дифференцированный подход в обучении английскому языку, в том
числе в работе с мотивированными и слабомотивированными учащимися.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Второй
иностранный язык (английский)»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
3

настоящее
многонационального
народа
России;
осознание
многонациональности народа России, знание культуры своего народа, своего
края, готовность представлять свой край в межкультурном взаимодействии;
осознанное принятие общечеловеческих и демократических ценностей,
осознание своих прав и обязанностей; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
- осознание своего места как представителя России в поликультурном
мире, формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития общества, учитывающего социальное, культурное,
языковое многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, стремление к
использованию второго иностранного языка для развития своей личности,
удовлетворения своих познавательных интересов, самореализации и
адаптации, готовность самостоятельно планировать свою учебную
деятельность, развитие целеполагания;
- развитие осознанного отношения к своей иноязычной компетенции,
умение оценивать свой актуальный уровень и ставить перед собой цели,
направленные на самосовершенствование в области изучения второго
иностранного языка, планировать этапы для достижения цели;
- нацеленность на самоопределение, выбор будущей профессии,
понимание роли второго иностранного языка в будущей профессиональной
деятельности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность находить взаимопонимание с другими людьми (сверстниками и
представителями других поколений), планировать, осуществлять и оценивать
совместную деятельность при работе над проектами; в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- реализация здорового образа жизни, стремление к физическому
совершенствованию, неприятие вредных привычек;
- формирование основ экологической культуры и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
4

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
- развитие эстетического сознания через знакомство с художественным
наследием народов России и мира, творческие виды деятельности
эстетического характера при подготовке проектов и иных творческих
заданий;
- стремление развивать в себе такие качества, как: воля,
целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность и
эмпатия.
Метапредметные результаты:
Формирования межпредметных понятий:
- развитие основ читательской компетенции: овладение чтением как
средством осуществления своих дальнейших планов (продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности); формирование
потребность в систематическом чтении на иностранном языке как средстве
познания мира и себя в этом мире;
- развитие навыков работы с информацией: систематизировать,
сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и
избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных
фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме и в
наглядно-символической форме (в виде таблиц, диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять
таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
- развитие навыков осуществления проектной деятельности.
Универсальные учебные действия:
регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, умение принимать задачи учебной деятельности,
осуществлять поиск адекватных стратегий для решения учебных и
коммуникативных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
5

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности; оценивание уровня владения основными коммуникативными
умениями и стратегиями работы с информацией, постановка задач по
совершенствованию коммуникативной компетенции, применение стратегий
самообразования и саморазвития;
познавательные УУД:
- проведение анализа, сравнения и систематизации лингвистической и
текстовой информации для решения учебных и коммуникативных задач
(умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы);
- умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение, в том числе применение различных стратегий
чтения и аудирования в соответствии с коммуникативной задачей для
извлечения информации, использование стратегии поиска, переработки и
фиксации информации прочитанного или прослушанного текста, создание на
основе извлеченной информации собственных письменных и устных речевых
произведений;
- формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и различных источников для поиска информации, в том числе
Интернет;
коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе, осуществляя диалогическое общение с соблюдением норм речевого
этикета: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение, формулировать выводы, обобщать мнения при
ведении диалога;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям
иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии
6

мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с
жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной
литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня
иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции; расширение и систематизация знаний о втором иностранном
языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса,
дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной
компетенции;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе
на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего
иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства
получения информации, позволяющей расширять свои знания в других
предметных областях.
А. В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным
языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
1) говорении:
1.1) диалогическая речь:
выпускник научится:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог (диалог
этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального
общения, соблюдая нормы речевого этикета страны изучаемого языка, при
необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая
своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника
согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексикограмматический материал;
выпускник получит возможность научиться:
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы,
диаграммы и т. д.);
1.2) монологическая речь:
выпускник научится:
• строить связное монологическое высказывание с опорой на
зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план,
вопросы) в рамках освоенной тематики (рассказывать о себе, своей семье,
друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о
своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
7

описывать события/явления с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных
персонажей;
передавать основное содержание прочитанного или услышанного
текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые
слова/план/вопросы.
выпускник получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста,
выражать
и
аргументировать
свое
отношение
к
прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную
тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы, расписание и т. п.);
кратко излагать результаты выполненной проектной работы;
2) аудировании:
выпускник научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов, содержащих некоторое количество
неизученных языковых явлений и относящихся к разным коммуникативным
типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую
догадку и контекст нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в
несложных аутентичных аудио- и видеотекстах, содержащих как изученные
языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых
явлений;
выпускник получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии
на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
3) чтении:
выпускник научится:
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном
языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание
прочитанного;
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных
текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих
отдельные
неизученные
языковые
явления,
нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в
явном и в неявном виде;
8

читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты разных
жанров и стилей, построенные на изученном языковом материале, используя
различные приёмы смысловой переработки текста (выборочный перевод,
языковую догадку, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а
также справочные материалы;
выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,
изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления
выпущенных фрагментов;
4) письменной речи:
выпускник научится:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения
(имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
писать короткие поздравления с днем рождения и другими
праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране
изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая
адрес);
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением
формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать
краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по
переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д.
(объемом 120 слов, включая адрес);
писать небольшие письменные высказывания с опорой на
образец/план;
выпускник получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в
собственных устных высказываниях;
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на
электронное письмо-стимул;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты проектной
деятельности;
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный
текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и навыки
оперирования ими):
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в
конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце
вопросительного
предложения,
восклицательный
знак
в
конце
восклицательного предложения;
9

расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его
форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
•сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
различать на слух все звуки второго иностранного языка и адекватно,
без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить
слова изучаемого иностранного языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах и фразах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
членить предложение на смысловые группы;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить
предложения различных коммуникативных типов (утвердительное,
вопросительное, отрицательное, повелительное) с точки зрения их ритмикоинтонационных особенностей.
Выпускник получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью
интонации;
произносить сложные звуки английского языка с различными
вариантами артикуляции.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические
единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том
числе многозначные в пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении
изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише
речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной
школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие в английском языке нормы лексической
сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием
основных способов словообразования (аффиксация, словосложение,
конверсия) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях
многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять
в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные
фразовые глаголы;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
10

распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте
для обеспечения его целостности, в том числе с помощью наречий after, then,
in the beginning и др.;
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с
русским языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространённых и
распространённых
простых
предложений,
сложносочинённых
и
сложноподчинённых
предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов
предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное),
вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и
обратного
порядка
слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в
единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей;
прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений
(личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределённых и их
производных, относительных, вопросительных); количественных и
порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видовременных формах действительного и страдательного залогов, модальных
глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурная компетенция
Выпускник научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения основные
нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения
своей страны и стран изучаемого языка;
употреблять фоновую лексику, основываясь на знании реалий страны
изучаемого
языка;
знакомясь
с
образцами
художественной,
публицистической и научно-популярной литературы;
понимать важность владения несколькими иностранными языками в
современном поликультурном мире; понимать сходство и различия в
традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков;
представлять родную страну и культуру на английском языке;
понимать социокультурные реалии (особенности образа жизни, быта,
культуры стран второго изучаемого иностранного языка) при чтении и
аудировании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и
письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и
страны/стран изучаемого языка.
11

Компенсаторная компетенция
Выпускник научится:
выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать
переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства
при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и
чтении.
Б. В познавательной сфере:
Выпускник научится:
• сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных
языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний,
предложений;
• владеть приёмами работы с текстом: пользоваться определённой
стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи
(читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
• осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• пользоваться справочным материалом (грамматическими и
лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми
словарями, мультимедийными средствами);
• владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного
изучения иностранных языков.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться одноязычными иностранными словарями;
осуществлять учебно-исследовательскую деятельность по проблеме в
пределах изучаемой тематики в зависимости от коммуникативной задачи.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
Выпускник научится:
• использовать язык как средство выражения чувств, эмоций, как
основу культуры мышления;
• использовать иностранный язык как средства общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
• использовать источники информации на иностранном языке, в том
числе мультимедийные, как средство приобщения к ценностям мировой
культуры;
• достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного
общения с носителями иностранного языка, устанавливать межличностные и
межкультурные контакты в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
Выпускник научится:
12

• владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
втором иностранном языке;
• удовлетворять средствами изучаемого второго иностранного языка
стремление к знакомству с образцами художественного творчества;
• повышать собственный уровень эстетической культуры при
знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых
иностранных языков.
Д. В трудовой сфере
Выпускник научится рационально планировать свой учебный труд и
работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере\
Выпускник научится вести здоровый образ жизни (соблюдать режим
труда и отдыха, питания, спортивной нагрузки).
Содержание учебного предмета «Второй иностранный язык
(английский)»
В курсе английского языка как второго иностранного выделяются
следующие содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности:
аудировании, говорении, чтении и письме;
• языковые навыки пользования лексическими, грамматическими,
фонетическими и орфографическими средствами языка;
• социокультурная осведомлённость и умения межкультурного
общения;
• общеучебные и специальные учебные умения, универсальные
учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие
коммуникативной компетенции. Уровень развития коммуникативной
компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми
средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также
уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении
вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной
компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью
учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной
взаимосвязи и единстве с учебным предметом «Иностранный язык».
Изучение предмета «Второй иностранный язык» в части формирования
навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся
языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами
«Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика»,
«Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и
способы их решения.
13

Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера.
Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение
театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам.
Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом,
здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые
предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная
форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка.
Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы
экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в
жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение,
радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные
города. Государственные символы. Географическое положение. Климат.
Население.
Достопримечательности.
Культурные
особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и
обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения
Говорение
1. Диалогическая речь: Уметь вести диалоги этикетного характера, диалограсспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями,
комбинированные диалоги. Объем диалога – от 3 до 4–5 реплик со стороны
каждого учащегося. Продолжительность диалога – 1, 2 мин.
2. Монологическая речь
Уметь пользоваться: основными коммуникативными типами речи: описание,
сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения).
Аудирование
Развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных
аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с
пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием
воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи
и функционального типа текста. Аудирование с полным пониманием
содержания осуществляется на несложных текстах (включая песенный
материал), построенных на полностью знакомом учащимся языковом
материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.
Чтение
14

Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и
точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с
пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); жанры
текстов: научно-популярные, публицистические, художественные.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню,
проспект, реклама, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и
интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность,
воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Уметь:
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками,
выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
– заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,
адрес);
Языковые знания и навыки
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе
изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков
изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и
интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки
произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы,
проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы.
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную
лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран
изучаемого языка.
Грамматическая сторона речи
Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе
с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке. Все
типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный,
разделительный вопросы в разных временных формах). Побудительные
предложения в утвердительной и отрицательной форме. Модальные глаголы
и их эквиваленты. Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе
образованных не по правилу. Личные местоимения в именительном и
косвеннном падежах, а также в абсолютной форме. Наречия, совпадающие
по форме с прилагательными. Устойчивые словоформы в функции наречия.
Числительные для обозначения дат и больших чисел.
Социокультурные знания и умения
15

Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя
знания о национально-культурных особенностях своей страны и
страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и
в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Это предполагает овладение:
– знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
– сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном
языке, их символике и культурном наследии;
– употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка:
традициями (в проведении выходных дней, основных национальных
праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками,
поговорками, пословицами);
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
– переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
– использовать в качестве опоры при порождении собственных
высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
Обще-учебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
– работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной
информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
– работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной
информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации,
извлечение полной и точной информации;
– работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;
– планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор
темы исследования, составление плана работы, знакомство с
исследовательскими
методами
(наблюдение,
анкетирование,
интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация,
разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с
аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над
долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками
проектной деятельности;
– самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и
дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
– находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
– семантизировать слова на основе языковой догадки;
– осуществлять словообразовательный анализ;
– выборочно использовать перевод;
– пользоваться двуязычным и толковым словарями;
– участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
16

Тематическое планирование
№ п/п Раздел, тема
8 класс
1
Введение
2
Школьное образованиие, школьная
жизнь, изучаемые предметы и отношение
к ним.
3
Внешность и черты характера человека
4
Спорт.
5
Дом, квартира.
6
Семья.
7
Животные.
8
Погода. Времена года.
9
Еда.
ИТОГО
9 класс
1
Новые друзья.
2
Все обо мне.
3
Дом, квартира, предметы мебели.
Знаменитые дома.
4
Досуг, увлечения.
5
Еда, напитки.
6
Развлечения.
7
Выдающиеся люди.
8
Годовая контрольная работа.
9
Резервные уроки.
ИТОГО
ИТОГО за 8-9 класс

Количество часов
2 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
34 часа
7 часов
9 часов
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
4 часа
1 час
1 час
34 часа
68 часов

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».