МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "СОШ № 2"
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 279
от 31.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Ведем портфолио»
уровень основного общего образования
Первоуральск
2023 - 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО,
представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Учебный курс формирует представления обучающихся о структуре и технологии
составления портфолио, его примерном содержании, формах организации
самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Цель курса: создание условий, способствующих личностному развитию
и самоопределению обучающихся.
Задачи курса:
формировать умение обучающихся ставить цели, планировать,
организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
развивать у обучающихся навык демонстрации собственных достижений
и самопрезентации;
создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
поддерживать активность и самостоятельность обучающихся, расширять
возможности для их личностного развития.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс
предназначен для обучающихся 5-х классов; рассчитан на 1 час в неделю и 34 часа
в год.
Формы проведения занятий учебного курса:
беседы;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов;
исследовательская и проектная деятельность (индивидуальная, групповая,
коллективная).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание учебного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям
к организации внеурочной деятельности. Учебный курс построен в соответствии
с реальными познавательными интересами обучающихся.
Портфолио как способ саморазвития ученика. Виды портфолио. Структура
портфолио. Назначение портфолио.
Кто я? Какой я? Мой портрет. Осознание себя как личности. Я – часть класса, школы.
Жизненные ценности человека. Цель в жизни. Мое будущее. Самоанализ
собственных планов и интересов.
Саморазвитие человека. Саморазвитие. Самостоятельность. Ответственность.
Самооценка. Как влияет характер человека на его саморазвитие. Как сформировать
характер.
Учебная деятельность. Учеба – моя работа. Я и школа. Почему на уроках бывает
скучно. Как я готовлю домашнее задание.
Внеурочная деятельность. Что такое внеурочная деятельность. Хобби. Как управлять
своими интересами. Активная деятельность и активный отдых. Здоровый образ жизни.
Режим дня. Негативная роль вредных привычек.
Публичное выступление. Как подготовить публичное выступление. Презентация
портфолио.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
По основным направлениям воспитания:
гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи;
патриотическое: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России;
духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других,
не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека;
трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений
для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей;
экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой
как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия
с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные
и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний
об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела
Количество
часов
Наименование раздела
ЭОР
1
Портфолио как способ
саморазвития ученика
4
mywebfolio.ru
2
Кто я? Какой я?
5
4portfolio.ru
3
Жизненные ценности
человека
5
4
Саморазвитие человека
5
5
Учебная деятельность
5
6
Внеурочная деятельность
5
7
Публичное выступление
5
Итого часов
34