Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано.
Рекомендовано к использованию.
Протокол ПМО
Протокол педагогического совета
от 27.08.2020 № 1
от 31.08.2020 № 1
Утверждено.
Приказом
от 31.08.2020 № 258
Рабочая программа
коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательной и
эмоционально-волевой сфер учащихся с ЗПР»
5 - 9 классы
уровень основного общего образования
Первоуральск, 2020 г.
Пояснительная записка.
Адаптация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к
особенностям ребенка, его всестороннее развитие, создание благоприятных условий для
раскрытия способностей.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения
состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по
школьным дисциплинам, но и сформировать у обучающихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны –
это путь
формирования
психологической
основы
обучения,
обладающей
внут-
ренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только
саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
Среди учащихся в ЗПР возрастает число детей с трудностями в обучении обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития.
Особенно это относится к детям, наиболее нуждающимся в психологической помощи, обучающимся коррекционных классов. Поэтому оказание действенной психологической
помощи обучающимся с ЗПР на основном этапе обучения в настоящее время становится
особенно актуальной задачей.
Внимание учащихся с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в
результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У
всех школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая).
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в
различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,
научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е. развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ЗПР обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать
обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с
разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы,
т.е. визуализировать.
Для учащихся с ЗПР наиболее сложными являются задачи проблемного характера.
Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки,
что особенно проявляется на словесно-логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно-логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к
единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с
применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и педагога, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную
деятельность и личность ребенка.
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого
диалог ребенка и учителя, в котором педагог задает вопросы, стимулирующие
мышление.
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших
интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий,
направленных на развитие и коррекцию психических процессов и эмоционально-
волевой сферы учащихся с ЗПР. Занятия проводятся по утвержденному расписанию,
продолжительность одного занятия составляет 30 минут.
При организации коррекционно-развивающей работы значительное внимание
уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей,
своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ЗПР осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов взнаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут
быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень
их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы: коррекция и развитие познавательной и эмоциональноволевой сферы детей, направленная подготовка к усвоению учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
Участники программы: учащиеся с особыми образовательными потребностями
(5-9 класс).
Время и место проведения: 1 раз в неделю, кабинет психолога
Одной из главных задач программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и
логические их формы.
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность обучающихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта обучающихся путем
дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить не только
выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов
(цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия
мыслительную
деятельность
(например:
задание
«Все
ли
ты
уви-
дел?»; «Загадочные контуры» и др.). При развитии внимания значение придается как
формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также
основывается на расчлененном, дифференцированном отражении
метров и условий деятельности («Исключение
различных
пара-
лишнего», «Невидящие и не слы-
шащие» и др.).
Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у
них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять
запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать
определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой
условных знаков («Подбери картинку», «Стихи и образы» и др.).
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование,
установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами,
сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их
анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом,
постепенно закладываются основы абстрактного мышления («Только одно свойство» и
др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более
высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического
развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и
более общих понятий: «род-вид», «целое- часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции («Расположи слова», «Целое-часть»,
«Найди причину и следствие» и др.).
Структура коррекционно–развивающих занятий:
1. Вводная часть.
Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного поло-
жительного эмоционального настроя. (Можно придумать ритуал приветствия)
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном
занятии.
2. Основная часть.
Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для индивидуальной и
коллективной работы в группе. Для достижения развивающего эффекта необходимо
многократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса
учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их
внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е.
возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от
5 класса к8).
3. Заключительная часть.
Задача: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем они занимались и
чему научились. Ритуал завершения занятия.
В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания,
памяти, мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
В процессе проведения программы проводится работа с самими обучающимися,
так и с педагогами, а также с родителями. Через групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, консилиумы и т.д.
Оценка эффективности занятий психологического развития
Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает педагог-психолог обучающимся при
выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффектзанятий;
поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересо-
ванность школьников обеспечивают положительные результатыуроков;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в каче-
стве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему
внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиямисамостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть по-
вышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности,
внимательности, улучшение мыслительной деятельности идр.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие занятий психологического развития на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого используются
«смайлики».
Методы работы:
1.Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса обучающихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.
2.Дискуссионные методы.
Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
3.Метод направленной визуализации.
Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения.
4.Метод признания достоинств.
Данный метод позволяет стабилизировать самооценку учащегося, почувствовать
уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.
5.Групповая
и
индивидуальная
работа.
6.Мозговой штурм.
7.Беседы.
8.Психогимнастика.
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе
наблюдения освоения обучающимися программы):
снижение уровня школьной тревожности;
мотивация на саморазвитие;
повышение коммуникативной компетентности;
активность и продуктивность обучающихся в деятельности, как в образовательном
процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагно-
стические методы: методика изучения школьной мотивации обучающихся Карповой
Г.А. Положительная динамика сдвигов показателей обучающихся по какой-либо шкале
тестов служит подтверждением эффективности программы.
Материально-техническое оснащение и оборудование.
Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а
также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями,
какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды,
цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага форматаА4;
клей, степлер, скотч-лента, ножницы;
кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,
мячик;
тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
заготовленные задания ведущего на каждое занятие;
необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.
Содержание программы
5 класс
№
Тема занятия
Цель занятия
1
Вводное занятие
Правила ТБ на занятиях коррекции, выработка и 1
принятие правил работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
2.
Диагностический блок Определение уровня интеллектуального и личност- 2
ного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на «выходе»)
3.
Эмоциональноволевая сфера
4.
Развитие внимания и Развитие различных видов памяти: слуховой, зри-10
памяти
тельной, вербальной. Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации
внимания, распределения, переключения. Развитие
внимания в условиях коллективной деятельности.
5.
Развитие мышления
Развитие сложных форм мышления: логического 8
мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.
6.
Итоговое занятие
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист дости- 2
жений)
Формирование навыков построения внутреннего 11
плана действий, овладение приемами самоконтроля
и
саморегуляции.
Развитие
рефлексивной
деятельности.
Формирование адекватной самооценки.
Итого:
№
Тема занятия
Кол-во
часов
34
6 класс
Цель занятия
Кол-во
часов
1
Вводное занятие
Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и 1
принятие правил работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
2.
Диагностический блок Определение уровня интеллектуального и личност- 2
ного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на «выходе»)
3.
Эмоциональноволевая сфера
4.
Развитие внимания и Развитие различных видов памяти: слуховой, зри-10
памяти
тельной, вербальной.
Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания, распределения,
переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.
5.
Развитие мышления
Развитие сложных форм мышления: логического 8
мышления, абстрагирование, установление закономерностей.
Развитие
словесно-логического
мышления,
построения
умозаключений
по
аналогии.
6.
Итоговое занятие
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист дости- 2
жений)
Формирование навыков построения внутреннего 11
плана действий, овладение приемами самоконтроля
и
саморегуляции.
Развитие
рефлексивной
деятельности.
Формирование адекватной самооценки.
Итого:
34
7 класс
Цель занятия
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Вводное занятие
2.
Диагностический блок Определение уровня интеллектуального и личност- 8
ного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на«выходе»)
Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и 1
принятие правил работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
3.
Занятие на развитие Развитие различных видов памяти: слуховой, зри-10
познавательной сфе-тельной, вербальной. Развитие произвольного вниры
мания. Развитие устойчивости и концентрации
внимания, распределения, переключения. Развитие
внимания в условиях коллективной деятельности.
Развитие сложных форм мышления: логического
мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.
4.
Профессиональное
самоопределение
Знакомство с миром профессий, их видами и типа- 5
ми; возможные ошибки в выборе профессии.
Личностные особенности и выбор профессии.
Особенности характера и темперамента.
5.
Развитие
эмоциональноличностной сферы
Формирование навыков построения внутреннего 8
плана действий, овладение приемами самоконтроля
и
саморегуляции.
Развитие
рефлексивной
деятельности.
Формирование адекватной самооценки.
6.
Итоговое занятие
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист дости- 2
жений)
Итого:
34
8 класс
Цель занятия
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Вводное занятие
2.
Диагностический блок Определение уровня интеллектуального и личност- 8
ного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на«выходе»)
Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и 1
принятие правил работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
3.
Занятие на развитие Развитие различных видов памяти: слуховой, зри- 10
познавательной сферы тельной, вербальной.
Развитие произвольного внимания. Развитие
устойчивости и концентрации внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.
Развитие сложных форм мышления: логического
мышления, абстрагирование, установление закономерностей.
Развитие
словесно-логического
мышления,
построения
умозаключений
по
аналогии.
4.
Профессиональное
самоопределение
Знакомство с миром профессий, их видами и типа- 5
ми; возможные ошибки в выборе профессии.
Личностные особенности и выбор профессии.
Особенности характера и темперамента.
5.
Развитие
эмоциональноличностной сферы
Формирование навыков построения внутреннего 8
плана действий, овладение приемами самоконтроля
и
саморегуляции.
Развитие
рефлексивной
деятельности.
Формирование адекватной самооценки.
6.
Итоговое занятие
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист дости- 2
жений)
Итого:
34
9 класс
№
Тема занятия
Цель занятия
Кол-во
часов
Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и1
принятие правил работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
1
Вводное занятие
2.
Подросток и его пси-Формирование навыков построения внутреннего12
хосоциальная компе-плана действий. Развитие рефлексивной деятельнотентность
сти. Развитие навыков поведения в конфликтных
ситуациях.
3.
Занятие на тренировкуЗнакомство с методами тренировки внимания, эф-13
познавательных про-фективного запоминания, тренировки мышления.
цессов
Развитие творческого мышления.
4.
Профессиональное
самоопределение
Знакомство с миром профессий, их видами и типа-6
ми; возможные ошибки в выборе профессии.
Личностные особенности и выбор профессии.
Особенности характера и темперамента.
5.
Итоговое занятие
Подведение итогов курса.
Рефлексия (лист достижений)
Итого:
2
34
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ Тема
п/п
Кол-во Методы, формы работы
часов
1. Вводное занятие
1
2. Эмоциональноволевая сфера
12
1. Мой характер
2
Инструктаж по ТБ, групповые игры
«Интервью», «Молекулы»,
«Меняемся местами».
Дата
сентябрь
Диагностика личностных особенностей (тест
Айзенка, тест Люшера). Понятие «характер»,
черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов.
2. Что такое воля? 1
Понятие «воля», волевые качества, тест на раз- октябрь
витие воли.
3. Умение
2
общаться
4. Развитие навыков 1
самоконтроля
Понятие «общение», тесты на коммуникабельность.
Обучение приѐмам поведения в стрессовой ситуации, основам самоконтроля. Элементы
аутотренинга.
5. Самооценка
1
Самооценка, определение уровня самооценки
детей, рекомендации.
6. Умение
сотрудничать
2
Игры, развивающие умение сотрудничать: ноябрь
«Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай
настроение».
7. Навыки
саморегуляции
2
Обучение приѐмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы
аутотренинга.
8.
Обобщающее 1
занятие
Обобщающее занятие – упр.
«Комплимент», игры «Молекулы»,
«Дорисуй картинку», «Меняемся местами»
декабрь
3. Развитие внимания 10
и памяти
1.
Особенности 1
внимания
2. Устойчивость
1
внимания
3.
Распределение 1
внимания
4. Умение слушать
1
Диагностика уровня внимания.
Упр. на развитие внимания:
корректурные таблицы, «Пиши и слушай»,
«Пишущая машинка», графический диктант.
Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркаянварь
ло».
5.
2
Целенаправленность
действий
6.
Развитие 1
зрительной памяти
7.
Развитие 1
вербальной памяти
8. Опосредованное 1
запоминание.
9.
Обобщающее 1
занятие
4. Развитие
8
мышления
1.
Наглядно- 2
образное мышление
2. Развитие операций 2
логического
мышления
3. Умение
сравнивать
обобщать
4. Классификация
1
и
1
Диагностика памяти.
февраль
Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр
(на слух и зрительно) Отсроченное воспроизведение запоминаемого.
Игры «Нарисуй по памяти»,
«Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание».
Обобщающее занятие – наиболее интересные март
детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы
Диагностика мышления.
Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее
слово», «Угадай предмет по описанию»,
«Найди общее», задания, требующие классифи- апрель
кации и сериации (расставь класс по алфавиту,
детей по росту, города по количеству букв в
названии). Игры
«Угадай животное» (выделение существенных
признаков), «Дополни узор» (логическое мышление),
«Шифр» (абстрактное мышление).
5. Абстрагирование 1
6.
Обобщающее 1
занятие
5. Итоговые занятия 3
Всего:
34ч
6 класс
№ Тема
1. Вводное занятие
Обобщающее занятие – тест Равена (детский май
вариант), игровые упражнения
Итоговая диагностика
Кол-во Содержание занятий
часов
1
Дата
Знакомство, создание положительного отно-сентябрь
шения к занятиям. Игры
«Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами».
2. Развитие внимания 10
и памяти
1.Особенности
внимания
2.Устойчивость
внимания
1
3.Распределение
внимания
1
1
Диагностика уровня внимания.
Упр. на развитие внимания:
корректурные таблицы, «Пиши и слушай», октябрь
«Пишущая машинка», графический диктант.
Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».
4.Умение слушать
1
5.Целенаправленност 2
ь действий
6.Развитие
зрительной памяти.
1
7.Развитие
вербальной памяти
1
8.Опосредованное
запоминание.
1
9.Обобщающее
занятие
1
Диагностика памяти.
ноябрь
Упр. на развитие различных видов памяти:
запоминание 10 слов, зрительных образов,
цифр (на слух и зрительно)
Отсроченное воспроизведение запоминаемого.
декабрь
Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание».
Обобщающее занятие – наиболее интересные
детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы
3. Развитие мышления 8
1. Наглядно-образное 2
мышление
2. Развитие операций
логического
мышления
3. Умение
сравнивать
обобщать
1
и
4. Классификация
1
5. Абстрагирование
1
6.
Обобщающее 1
занятие
Диагностика мышления.
Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее
слово», «Угадай предмет по описанию»,
«Найди общее», задания, требующие класси- январь
фикации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству
букв в названии).
Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков),
«Дополни узор» (логическое мышление),
«Шифр» (абстрактное мышление).
февраль
Обобщающее занятие – тест Равена (детский
вариант), игровые упражнения.
4. Эмоционально12
волевая сфера
1. Мой характер
2. Что такое воля?
3. Умение
общаться
2
1
2
4. Развитие навыков 1
самоконтроля
5. Самооценка
6. Умение
сотрудничать
1
2
7. Навыки
Саморегуляции
2
Диагностика личностных особенностей детей март
(тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ).
Понятие
«характер», черты характера, тест
«Мой характер», объяснение результатов.
Понятие «воля», волевые качества, тест на апрель
развитие воли.
Понятие «общение», тесты на коммуникабельность.
Самооценка, определение уровня самооценки
детей, рекомендации.
Игры, развивающие умение сотрудничать:
«Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай
настроение».
8.
Обобщающее 1
занятие
5. Итоговые занятия
Всего:
7-8 классы
№ Тема
1. Вводное занятие
2. Занятия
диагностического
блока
Май
Обобщающее занятие – упр.
«Комплимент», игры «Молекулы»,
«Дорисуй картинку», «Меняемся местами»
2
34ч
Кол-во Содержание занятий
Дата
часов
Приветствие. Игра «Кто есть кто», методика сентябрь
1
«Интервью».
8
1.
Диагностика 4
познавательной
сферы
Диагностические
«Таблицы
Шульте»,
«Образная память».
методики
октябрь
«Числовые ряды»,
2. Диагностика эмо- 4
ционально- личностной сферы (в начале
года и в конце)
Диагностические методика «Шкала проявления тревоги», методика экспресс диагностики эмпатии (И.М. Юсупов), методика «Закончи предложение»
3. Занятия
на раз- 10
витие познавательной сферы
1.
внимания
Развитие 3
2. Развитие памяти 3
3.
Развитие 4
мышления
Игры и упражнения: «Графический дик- ноябрь
тант», «Корректурная проба»,
«Путаница» и т.д.
Игры и упражнения: «Имена»,
«Нарисуй и запомни», «Запомни предметы»,
«Геометрические фигуры» и т.д.
декабрь
Игры и упражнения: игры – загадки,
отгадывание
ребусов,
сканвордов,танграмы.
4. Профессиональное 5
самоопределение
1. Мир профессий 1
2.
Классификация 1
профессий
Информация о мире профессий, их видах и январь
типах, возможных ошибках в выборе профессии.
3. Ошибки в выборе 1
профессий
4. Мои
профессиональные
интересы
1
5. Характер
1
Диагностика проф. интересов и склонностей:
методика Климова (ДДО), тест «Карта интересов», анкета «Готовность к выбору профессии».
и склонности
и профессия
Личностные особенности и выбор профессии. февраль
Диагностика особенностей характера (тест
Айзенка) и темперамента (методика Т.Лири).
5. Развитие
8
эмоциональноличностной сферы
1. Мои эмоции.
1
2.
Эмоциональный 1
словарь
3.
Чувства 1
«полезные» и
«вредные»
4. Нужно ли управ- 1
лять своими эмоциями?
Упражнение «Фантом» Упражнение
«Словарь чувств» Упражнение «Польза
и вред эмоций»
Прием «Эмоциональный дневник» Упражнение «Чего боятся люди» Упражнение
«Как справиться со страхом»
Упражнение «Как я зол!» Упражнение
«Поиск способов безопасного выражения
чувств»
март
апрель
5. Что такое страх? 1
6. Побеждаем все 1
тревоги
7. Злость и агрессия 1
8.
Способы 1
выражения чувств
6. Итоговые занятия
2
Всего:
34 ч
9 класс
№ Тема
1
2. Подросток и его
психосоциальная
компетентность
1. Кто я?
12
1
2. Эмоции правят 1
мной или я ими?
ния
чувства.
Диагностики, рекомендации
Кол- во Содержание занятий
часов
1. Вводное занятие
3.
май
Мои 1
жела
и
Дата
Знакомство. Игра «Кто есть кто», методика сентябрь
«Интервью», тест РНЖ.
Упр. «Футболка с надписью» Упр. «Подари
подарок», игра
«Скульптор и глина».
Игра «Что мне нужно для счастья», упр.
«Комплимент»
октябрь
4. Все мы разные.
1
5.
Трудности 1
взаимопонимания.
6. Агрессия
1
7. Как победить свою 1
и чужую агрессию.
8. Неуверенность
1
9. Конфликт.
1
Упр. «Я не такой, как все и все мы разные».
Упр. «Мои проблемы», «Список претензий».
Упр. «Агрессивные скульптуры»,
«Общее решение.
Упр. «Подбор ассоциаций», «Вверх
и агрессивность.
по радуге»
Упр. «Копилка», «Хватит ли ругать?» Упр. ноябрь
«Детство», «Конфликтные ситуации».
Беспроигрышный метод решения споров.
всебе.
Диагностика уровня сформированности толерантности. Упр. «Как закончить сказку?»
10.
Разрешение 1
конфликтных
ситуаций.
11. Толерантность
1
12. Психологическая 1
поддержка.
декабрь
3. Занятия
на тре- 13
нировку
познавательных процессов.
1. Знакомство
10
с методами
Игры и упражнения
тренировкинавнимания,
развитие эффективного
объема,
Январьзапоминания, трен
устойчивости и концентрации внимания; на февраль
развитие разных видов памяти и точности запоминания; игры-загадки, ребусы и т.д.
2. Диагностика
3
и развитие
Изучениетворческого
особенностей
мышления.
творческого мышле- март
ния, игры и упражнения.
4. Профессиональное 6
самоопределение
1.Мир
профессий, 1
классификация
профессий.
Информация о мире профессий, их видах и апрель
типах, возможных ошибках в выборе профессии.
2.Ошибки
в
выборе профессии
Диагностика проф.интересов и склонностей:
методика Климова (ДДО), тест «Карта интересов», анкета «Готовность к выбору профессии». Личностные особенности и выбор профессии. Диагностика особенностей характера
(тест Айзенка) и темперамента (методика
Т.Лири). Познавательные процессы и выбор
профессии.
1
3. Мои профессио- 1
нальные интересы и
склонности
4.
Характер
профессия
и1
5.Пути
получения 1
профессии
май
6.
Обобщающее 1
занятие
5. Итоговые занятия
2
Всего:
34ч
Диагностика, рекомендации
20