Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано.
Протокол ПМО
от 31.08.2023г
Рекомендовано к использованию.
Протокол педагогического совета
от 31.08.2023г
Утверждено.
Приказ №279
от 31.08.2023г.
Рабочая программа
логопедических коррекционных занятий для учащихся с задержкой
психического развития и тяжёлыми нарушениями речи (ЗПР и ТНР)
5-9 классы
Уровень основного общего образования
Исупова
Елена
Викторовна
Подписан: Исупова Елена Викторовна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№2 в г. Первоуральске, CN=Исупова
Елена Викторовна, E=583201@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.11.14 10:57:21+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0
Составитель:
Миргородская Е.П., учитель-логопед
Первоуральск, 2023г.
1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка.
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности
человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По
данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт,
поэтому
актуальность
проблемы
своевременной
коррекции
речевых
нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается
неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих
школьников, не справляющихся с учебной программой.
Программа «Логопедической коррекции для учащихся с задержкой
психического развития и тяжёлыми нарушениями речи (ЗПР и ТНР)»
представляет особую значимость для учащихся с ЗПР и ТНР поскольку у данных
категорий детей наблюдается комплекс речевых нарушений, своеобразие речи,
проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что
приводит к трудностям освоения учебного материала.
Настоящие программно-методические материалы разработаны на
основе:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-фз «Об образовании в Российской Федерации»;
-
основного
Федеральный
общего
государственный
образования
образовательный
(Утверждён
приказом
стандарт
Министерства
образования и науки Российской Федерации (от 31.12.2015 N 1577));
-
СанПиН
2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих
основным
образовательную
общеобразовательным
ограниченными
возможностями
деятельность
программам
здоровья».
по
для
Главный
адаптированным
обучающихся
с
государственный
санитарный врач Российской Федерации, Постановление от 10.07.2015г. № 26;
-
А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова Инструктивно-методическое
письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (DOC.
М.: «Когито-Центр», 1996г.);
-
Инструктивное письмо Министерства образования Российской
Федерации от 14.02.2000г №2 «Об организации логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»;
-
Перспективное планирование, созданное с использованием
методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии
Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н.,
Лалаевой Р.И., Корнева А.Н., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой
Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С., Яковлевой Н.Н., Андреевой Н.Г.,
Ястребовой А.В. и с опорой на общеобразовательную программу начальной
школы (1-4) по русскому языку;
- Устав МАОУ «СОШ №2».
Цель программы: организация коррекционной работы с учащимися с
ОВЗ 5 – 9-х классов по коррекции недостатков письменной речи.
Задачи:
Обучающие:
-
формировать
навык
прогнозирования
и
распознавания
«ошибкоопасных» мест;
- формировать навык запоминания и применения грамматического
правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного письма;
Познавательные:
- уточнять первоначальные знания о системе родного языка;
- совершенствовать элементарные способы анализа изучаемых единиц
языка;
- совершенствовать умение общаться в устной и письменной формах,
участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания.
Развивающие:
- развивать навыки
звукового анализа
и
синтеза,
фонематической дифференциации звуков, зрительной дифференциации букв;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать грамматический строй речи; развивать связную речь;
- развивать способность выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи,
развивать интуицию и «чувство языка».
Воспитательные:
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностного отношение к
языку своего народа;
- пробуждать познавательный интерес к русскому слову, стремление
совершенствовать свою речь, чувство ответственности за сохранение чистоты
языка своего народа.
Коррекционные:
- совершенствовать движения и сенсомоторное развитие: развивать
мелкую моторику кисти и пальцев рук, развивать артикуляционную моторику;
- корректировать отдельные стороны
психической
деятельности:
развивать зрительное восприятие и узнавание;
- развивать зрительную память и внимание;
- развивать слуховое внимание и память, мышление, воображение;
-
развивать
основные
мыслительные
операции:
навыки
соотносительного анализа;
- навыки группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
- развивать умение работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости.
1.2.
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с
ЗПР и ТНР.
У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5-му классу,
обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними
сроками начала коррекционной работы. Логопедическая работа в школе с
учащимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной
работы.
Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного
развития,
характеризующийся
замедленным
темпом
формирования
психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у
которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального
развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности; незрелость мотивации к
учебной деятельности;
- сниженная работоспособность по восприятию и переработке
информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем
мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов,
необходимых для благоприятного становления речи и др.
ЗПР отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Как
правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с
недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций,
участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия
проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме,
которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка
письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на
речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает
эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной
адаптации в целом.
Статистика показывает, что 90% детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки
дизорфографического характера. Существенную роль в их возникновении
играет:
- дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения
внимания;
- нарушения слухоречевой памяти;
- нарушение буквенного гнозиса;
- нарушение динамического праксиса руки;
- затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
- нечеткая дикция, плохая артикуляция;
- нарушение лексико-грамматического строя речи;
Большинство детей с задержкой психического развития характеризуется
различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них
наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность
функций
фонематического
дифференцировок,
несформированность
ориентировок,
анализа
и
синтеза,
лексико-грамматического
связной
зрительных
речи,
строя
недоразвитие
представлений,
что
фонематических
речи,
пространственных
ведет
к
стойким
специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая
работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление
дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только
небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу
сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в
связи с усложнением и увеличением объема программного материала по
русскому языку.
Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не
являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы
для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не
учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и
понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному
результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной
практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ
в овладении программным материалом по русскому языку.
Обучающиеся с ТНР представляют собой разнородную группу не только
по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его
возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию
сопутствующих нарушений.
Нарушения в речевом развитии проявляется в бедности словарного
запаса, аграмматизмах, трудностях усвоения в устной речи логикограмматических
конструкций,
в наличии
фонетико-фонематических
недостатков. В письменных работах данных обучающихся встречается
большое количество специфических ошибок, отражающих нарушения:
слуховой
дифференциации
звуков
речи;
недоразвитие
звукового
и
фонематического анализа и синтеза.
Таким образом, нарушения речи у данных детей, носят характер общего
недоразвития, т.е. наблюдается ОНР, для которого характерно:
- нарушение произношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа
и синтеза;
- нарушение слоговой структуры слова;
- бедность, ограниченность словарного запаса;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи;
- нарушение чтения;
- нарушение письма.
Установлено, что у детей с нарушениями речи в качестве вторичных
фиксируются следующие особенности:
- неустойчивое внимание;
- недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
- недостаточное развитие способности к переключению;
- недостаточная способность к запоминанию;
- недостаточная сформированность словесно – логического мышления;
- пониженная познавательная активность в области языковых явлений;
- неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей в
учебной деятельности.
1.3.
Критерии оценки результативности работы по программе.
Способы определения результативности: тестирование в начале и в
конце учебного года.
В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет
взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации,
педагогические советы. С родителями через выступления на родительских
собраниях, индивидуальные консультации.
Планируемые результаты
В результате реализации логопедической программы у обучающихся в
классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие будут восполнены
пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
- будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
-
сформированы
личностные,
регулятивные,
познавательные
и
коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
- Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и
изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.
- Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший
образовательный маршрут.
- Регулировать свое поведение в соответствии с познанными
моральными нормами и этическими требованиями. Испытывать эмпатию,
понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение
в конкретных поступках.
- Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей
среде, стремиться к сохранению живой природы.
-
Проявлять
эстетическое
художественной культурой.
чувство
на
основе
знакомства
с
- Ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в
учебе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать задание: определять его цель,
планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты,
осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по
ходу выполнения.
- Выбирать для выполнения определённой задачи справочную
литературу.
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
- Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким
критериям проводилась оценка.
- Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и
учитывать её в работе над ошибками.
- Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках
учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Коммуникативные УУД:
- Владеть диалоговой формой речи.
- Читать вслух и про себя тексты учебных пособий, других
художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы,
уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
- Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию
с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему
решению.
- Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать
свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою
часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель;
осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь.
-
Адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
коммуникативных задач
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые
будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг
своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё
целеполагание.
- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация
будет нужна для изучения незнакомого материала.
- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников.
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,
явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при
выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные
способы и осваивать новые приёмы, способы.
- Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию и
представлять её.
- Составлять план текста.
- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом
виде.
Предметными
результатами
прохождения
данной
программы
является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.
Обучающиеся должны знать:
- признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих
звуков и букв;
- состав и названия частей слова;
- морфологические признаки частей речи; правописание Ь, Ъ в
различных частях речи;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них; структуру текста.
Обучающиеся должны уметь:
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и
др.);
-
доказывать
артикуляционное
написание
сходство
по
звуков
буквами,
твердости
–
имеющих
мягкости,
акустико-
ударности
–
безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно
употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять план;
- устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.
Поскольку дети с ЗПР и ТНР быстро утомляются, то важно иметь чёткую
структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в
рамках
занятия,
концентрации
способствуя
внимания,
преодолению
произвольной
характерных
организации
трудностей
деятельности.
Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А также
важна частая смена видов деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации работы учителя-логопеда.
Характерным отличием программы логопедической коррекции
является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию
следующего:
- положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к
логопедическим занятиям; значимости правильного письма в обыденной
жизни человека;
- познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти,
внимания, воображения, пространственно-временных представлений);
- графомоторного навыка и мелкой моторики;
- саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное
значение в коррекции дисграфии и дизорфографии детей с ЗПР и ТНР, т.к. на
первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит
неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим
поведением);
- поведенческой и эмоционально – волевой сферы.
Продолжительность занятий: время занятия в соответствии с
СанПином составляет 40 минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от
рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными
возможностями
и
особыми
образовательными
потребностями,
при
возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ТНР и ЗПР
можно
оперативно
дополнить
структуру
коррекционной
программы
соответствующим направлением работы.
2.2. Формы, способы, методы и средства организации.
Форма организации деятельности детей на занятии:
-
групповая;
-
подгрупповая;
-
индивидуальная.
Структура занятия:
1. Приветствие (речевая разминка).
2. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
3.
Работа по теме занятия: повторение предыдущего материала,
подготовка к восприятию нового материала, изучение нового материала,
закрепление изученного материала.
4. Итог занятия.
Методы
и
приёмы
коррекционной
работы
направлены
на
совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в
письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с
формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию
мышления и воображения; задания, направленные на коррекцию внимания,
памяти,
фонематического
слуха;
упражнения,
способствующие
формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно
написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов
на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок;
запись под диктовку и т.д.
Для усвоения программы используются основные методы обучения:
наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.
Данная программа основывается на следующих теоретических
положениях и принципах:
Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР и ТНР должно быть
основано
на
необходимость
развитии
мыслительных
тесной
взаимосвязи
операций
развития
–
речи
это
определяет
с
развитием
познавательных процессов.
Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с
учетом зоны ближайшего развития.
Взаимосвязь речи и моторики.
Учет
типологии
задержки
при
планировании
коррекционно-
развивающей работы.
Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
2.3. Содержание программы.
Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся
по адаптированным программам.
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная,
грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом
классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них
изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса
обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками,
выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи
между его компонентами.
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на пять лет
обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и
требований общеобразовательной программы школы.
Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое
характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным
ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной
результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в
зависимости
от
компенсаторных
степени
выраженности
возможностей
ребёнка,
речевого
недоразвития,
психофизиологических
особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения
ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны
исключения и добавление изучаемых тем.
В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их
психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные,
групповые или индивидуальные занятия.
3. Организационный раздел
3.1. Условия для реализации программы.
Технические средства обучения
Классная доска, компьютер, колонки, принтер, наборы дидактических
игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной
работы.
Оборудование класса:
- Ученические столы с комплектом стульев.
- Стол учительский.
- Классная доска.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
и пр.
- Настенное зеркало.
- Зеркало.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Количество занятий в неделю, а также календарно-тематическое
планирование может отличаться у каждого учащегося, в зависимости от
характера, степени нарушения, рекомендаций ПМПК.
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 5-х классов с ЗПР
№
Тема коррекционного занятия
1 Логопедическое обследование устной речи
2
Обследование состояния письменной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
3 Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне
слова.
4 Гласные после шипящих и Ц.
Согласные звуки
5 Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в
середине слова)
6 Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя
способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
7 Разделительный мягкий знак.
8 Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного
мягкого и твёрдого знаков.
9 Непроизносимые согласные.
10 Двойные согласные.
10 Двойные согласные.
Морфемика и словообразование
11 Основа слова и окончание.
12 Корень слова. Однокоренные слова.
13 Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с
приставками, противоположными и близкими по значению.
14 Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью
различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-, -чик-, -оват-, -еват-).
15 Образование относительных прилагательных (-ов-, -ев-, -н-, -ян-, -ск-,
-енн-).
16 Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
Словоизменение
Имя существительное
17 Изменение существительных по числам.
18 Изменение прилагательных по числам.
19 Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на
–ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
20 Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
Имя прилагательное
21 Род имён прилагательных.
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22 Изменение прилагательных по числам.
23 Согласование прилагательных с существительными в роде.
1
1
24 Согласование прилагательных с существительными в числе.
1
25 Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий,
-ья, ье, -ов, -ин.
Глагол
26 Изменение глаголов по временам.
27 Изменение глаголов по числам.
28 Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
29 Согласование глаголов с существительными в числе.
30 Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным.
Развитие анализа структуры предложения
31 Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены
предложения. Однородные члены предложения.
32 Обращение.
33 Прямая и косвенная речь.
34 Логопедическое обследование
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 6-х классов с ЗПР
№
Тема коррекционного занятия
1 Логопедическое обследование устной речи
2 Обследование состояния письменной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
3 Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-; -рос-, -раст-, -ращ-.
4 Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-.
5 Правописание гласных в приставках –пре-, -при-.
Звонкие и глухие согласные
6 Правописание согласных в приставках.
Твёрдые и мягкие согласные
7 Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.
Развитие слогового анализа и синтеза
8 Правописание сложных слов.
Словообразование
9 Сложные слова. Сложносокращённые слова.
Словоизменение
Имя существительное
10 Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное
11 Степени сравнения имени прилагательных.
Имя числительное
12 Согласование порядковых числительных с существительными.
Местоимение
13 Согласование местоимений с существительными.
Глагол
14 Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов.
Окончания глаголов
Развитие анализа структуры предложения
15 Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на
предложения.
16 Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление
текста из деформированных предложений.
17 Логопедическое обследование
Всего:
Кол-во часов
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
2
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 7-х классов с ЗПР
№
Тема коррекционного занятия
1 Логопедическое обследование устной речи
2
Обследование состояния письменной речи
3
4
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
5
6
Наречие. Конечные гласные наречий.
Согласные звуки
Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.
Развитие анализа структуры предложений
Анализ предложений с причастным оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастный оборот.
9 Наречие как часть речи.
Анализ предложений с наречиями.
10 Анализ предложений с непроизносимыми предлогами, со сложными
предлогами, с производными предлогами.
7
8
11 Конструирование предложений со словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.
12 Распространение предложений. Построение сложносочинённых
предложений с союзами (и, а, но).
Развитие анализа структуры текста
Текст. Составление текста из деформированных предложений.
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному плану.
Подробное изложение повествовательных текстов. Сжатое изложение.
Выборочное изложение.
17 Логопедическое обследование
Всего:
13
14
15
30
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции
для обучающихся 8-х классов с ЗПР
№
Тема коррекционного занятия
1 Логопедическое обследование устной речи
2 Обследование состояния письменной речи
Работа над предложением
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами).
Конструирование предложений с однородными членами.
Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием.
Конструирование предложений.
Работа над текстом
Пересказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ по сюжетной картинке.
Что такое план.
Виды планов.
Пересказ по плану.
Изложение текста по вопросам и опорным словам.
Изложение текста по коллективно составленному плану.
Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Текст – повествование. Составление рассказа.
Текст – описание. Составление рассказа.
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
Замена в тексте лица рассказчика.
Логопедическое обследование
Всего:
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции
для обучающихся 9-х классов с ЗПР
№
Тема коррекционного занятия
1. Логопедическое обследование устной речи
2 Обследование состояния письменной речи
Работа над предложением
3 Уточнение представлений о предложении.
4 Типы предложений по цели высказывания.
5 Главные и второстепенные члены предложений.
6 Нахождение слов, связанных с подлежащим.
7 Нахождение слов, связанных со сказуемым.
8 Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами).
9 Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.
10 Конструирование сложных предложений с подчинительными
союзами.
11 Конструирование бессоюзных сложных предложений.
12 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
13 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
14 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
15 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
16 Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование предложений.
17 Связь слов в предложении, выраженная примыканием.
Конструирование предложений.
Работа над текстом
18 Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Типы текстов.
Структура текста. Понятие о микротеме.
План. Виды плана.
Составление планов разных видов.
Составление плана по данному тексту
Изложение с языковым разбором текста по коллективно
составленному плану.
Редактирование изложения.
Типы текста. Сравнительное описание.
Сочинение – сравнительное описание.
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
Типы текста. Повествование.
Типы текста. Рассуждение.
Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу
сюжетных рисунков.
Редактирование сочинения.
Логопедическое обследование
Всего:
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 5-х классов с ТНР
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема коррекционного занятия
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи
Работа на фонематическом уровне
Гласные звуки
Слогообразующая роль гласного звука
Ударение. Безударная гласная
Согласные звуки
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных
буквами я, е, ё, и, ю, ь
Разделительный Ъ
Звонкие и глухие согласные
Работа на морфологическом уровне
Корень слова. Подбор однокоренных слов
Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 Образование новых слов с помощью суффиксов
11 Различение приставок и предлогов
Работа на лексическом уровне
12 Практическое усвоение части речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол)
1
1
Имя существительное
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Род существительных
Изменение существительных по числам
Изменение существительных по падежам
Винительный падеж
Родительный падеж
1
1
1
1
1
1
1
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21 Творительный падеж
22 Предложный падеж
23 Употребление существительных с предлогами
Работа на синтаксическом уровне
24 Согласование существительного с глаголом в роде и числе
25 Согласование прилагательного в роде и числе
26 Выделение главных и второстепенных членов предложения
27 Конструирование простых предложений
(нераспространенные, распространенные)
28 Конструирование простых предложений с однородными членами
29 Упражнения в составлении предложений из данных слов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30 Работа с деформированным текстом: составление рассказов из
данных вразброс предложений
31
32
33
34
Пересказы текстов: подробный и краткий пересказ
Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии
Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам, по плану
Логопедическое обследование
Всего:
1
1
1
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 6-х классов с ТНР
№
Тема коррекционного занятия
Кол-во часов
1
2
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи
Фонематический уровень
Звуки речи. Буквы
Гласные звуки. Согласные звуки
Безударные гласные
Звонкие и глухие согласные
Твердые и мягкие согласные
Непроизносимые согласные
Двойные согласные
Морфологический уровень
Состав слова. Однокоренные слова
Корень, окончание, приставка, суффикс
Образование слов с помощью приставок, суффиксов
Приставка и предлог
Лексический уровень
Изменение существительных по числам
Изменение существительных по падежам
Упражнение в правописании падежных окончаний имен
существительных (ед. число)
Упражнение в правописании падежных окончаний имен
существительных (мн. число)
Род прилагательных
Изменение прилагательных по числам
Словосочетание. Главное и зависимое слово
Согласование прилагательных с существительными в роде, в числе, в
падеже
Синтаксический уровень
Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по
цели высказывания
Главные и второстепенные члены предложений
Нахождение слов, связанных с подлежащим
Нахождение слов, связанных со сказуемым
Конструирование простых предложений
(нераспространенные, распространенные)
Конструирование предложений с однородными членами, с
обрщениями
Конструирование сложных предложений
Конструирование сложных предложений с союзами и, а, но
Работа с деформированным текстом: Составление рассказов из
данных вразброс предложений
Пересказы текстов: подробный, краткий пересказ
Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии
Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам, по плану
Логопедическое обследование
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего:
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 7-х классов с ТНР
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема коррекционного занятия
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи
Слово. Словосочетание. Предложение
Состав слова
Родственные слова
Корень слова. Орфограммы корня
Приставка. Орфограммы приставки
Суффикс. Орфограммы суффикса
Морфемный разбор слова
Предлоги
Слово
Имя существительное. Орфограммы имён существительных
Практическое употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
Практическое употребление существительных разного рода
Употребление существительных в косвенных падежах
Имя прилагательное
Имена прилагательные. Орфограммы имён прилагательных
14 Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
15 Согласование прилагательных с существительными в падеже
Глаголы
16 Глаголы. Орфограммы глаголов
17 Согласование глагола с существительным в числе
Кол-во
часов
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
2
1
18
Согласование глагола с существительным в роде
1
19
Согласование глагола с существительным во времени
Числительные
Имя числительное. Орфограммы числительных
Предложение.
Состав предложения
Пунктуация простого предложения.
Текст
Работа над текстом
1
20
21
22
23
Логопедическое обследование
Всего:
2
2
2
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 8-х классов с ТНР
№
Тема коррекционного занятия
Кол-во
1
2
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи
Лексика
Нахождение и установление значения слова
Группировка слов по их общему значению.
Выделение слова в тексте и подбор к слову синонимов.
Построение синонимических рядов и выделение в них стержневых
слов.
Выделение в тексте и подбор антонимов.
Распознавание в тексте слов многозначных, с переносным значением,
фразеологизмов, их употребление.
Состав слова и словообразование.
Выделение
структурных
элементов
слова,
распознавание
знаменательных частей речи по составу.
Группировка производных слов по общему значению корня,
приставки и суффикса.
Образование слов с помощью знакомых суффиксов и приставок.
Имя существительное
Группировка имен существительных по основным семантическим
признакам.
Владение синонимией, определениями, контекстом для раскрытия
значения имен существительных.
Различение по значению имен существительных с приставкой или
суффиксом и образование с помощью этих морфем новых слов.
Различение имен существительных многозначных, с отвлеченным
значением, выделение собирательных понятий.
Правильное употребление падежных окончаний в зависимости от
рода, числа и одушевленности.
Различение значений глагольных словосочетаний с именами
существительными и их правильное оформление.
Родительный падеж.
Различение значений глагольных словосочетаний с именами
существительными и их правильное оформление.
Дательный падеж.
Различение значений глагольных словосочетаний с именами
существительными и их правильное оформление.
Винительный падеж.
Различение значений глагольных словосочетаний с именами
существительными и их правильное оформление.
Творительный падеж.
Различение значений глагольных словосочетаний с именами
существительными и их правильное оформление.
Предложный падеж.
Повторение
Обозначение местонахождения предмета или направления действия.
Дифференцированное использование имен существительных для
выражения в словосочетаниях различных значений.
Имя прилагательное
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
Выделение имен прилагательных по семантическим признакам.
1
25
Распознавание многозначности имен прилагательных, их синонимия
и антонимия.
Определение значения имен прилагательных на основе
словообразовательного
анализа,
словообразование
имен
прилагательных.
Изменение имен прилагательных.
Изменение имен прилагательных при включении их в
словосочетания.
Различение
и
правильное
использование
кратких
имен
прилагательных.
Различение и употребление имен прилагательных в сравнительной
степени.
Использование имен прилагательных в описаниях.
Обследование устной и письменной речи обучающихся
Всего:
1
26
27
28
29
30
31
32
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 9-х классов с ТНР
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Тема коррекционного занятия
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи
Повторение. Фонетика. Система звуков русского языка.
Сложные случаи фонетического разбора слов.
Словосочетания как составляющие предложений
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление,
примыкание)
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Простое предложение. Механизмы осложнения простого
предложения.
Сложные предложения. Чем сложное предложение отличается от
простого?
Союзные и бессоюзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения. Роль сочинительных союзов в
сложносочиненных предложениях
Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом
Сложноподчиненные предложения. Роль подчинительных союзов в
сложноподчиненных предложениях.
Сложноподчиненные предложения с придаточными
определительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными
изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными места
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными времени
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными образа действия
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными условия
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными причины
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными цели
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными уступки
Бессоюзное сложное предложение
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении
Стили речи. Научный, публицистический, разговорный,
художественный
Использование способов сжатия текста (исключение и обобщение)
Типы текста
Проверочная работа
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Логопедическое обследование
Всего:
2
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О.В. Елецкая, Н.Ю Горбачевская. Организация логопедической
работы в школе.
2. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
3. Т. Г. Филичева, Н. А. Чевелёва, Т. В. Чиркина. Основы логопедии. –
М.: «Просвещение»,1989.
4. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.:
«Владос», 1999.
5. Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская. Исправление недостатков
произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
6. М. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. –
М.: «Просвещение», 1989.
7. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
8. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
9. Г. А. Каше, Р. И. Шуйфер, Н. А. Никашина, Э. А. Евлахова.
Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М.,
1960.
10. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми,
имеющими трудности при обучении письму. – Тула, 1997.
11. Е. В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты
занятий для логопедов. – М., 2007.
12. Е. В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
13. Е. В. Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты
занятий для логопедов. – М., 2007.
14. Е. В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты
занятий для логопедов. – М., 2007.