Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано.
Протокол ПМО
от 31.08.2023г
Рекомендовано к использованию.
Протокол педагогического совета
от 31.08.2023г
Утверждено.
Приказ №279
от 31.08.2023г
Рабочая программа
Логопедических коррекционных занятий для учащихся с расстройством
аутистического спектра (РАС)
5-9 классы
Уровень основного общего образования
Исупова
Елена
Викторовна
Подписан: Исупова Елена Викторовна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№2 в г. Первоуральске, CN=Исупова
Елена Викторовна, E=583201@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.11.14 10:57:24+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0
Составитель:
Миргородская Е.П., учитель-логопед
Первоуральск, 2023г.
1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения (РАС)
занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка,
направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с
проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной
деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи,
который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в
целях общения.
Настоящие программно-методические материалы разработаны на
основе:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-фз «Об образовании в Российской Федерации»;
-
основного
Федеральный
общего
государственный
образования
образовательный
(Утверждён
приказом
стандарт
Министерства
образования и науки Российской Федерации (от 31.12.2015 N 1577));
-
СанПиН
2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих
основным
образовательную
общеобразовательным
ограниченными
возможностями
деятельность
программам
здоровья».
по
для
Главный
адаптированным
обучающихся
с
государственный
санитарный врач Российской Федерации, Постановление от 10.07.2015г. № 26;
-
А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова Инструктивно-методическое
письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (DOC.
М.: «Когито-Центр», 1996г.);
-
Инструктивное письмо Министерства образования Российской
Федерации от 14.02.2000г №2 «Об организации логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»;
-
Перспективное планирование, созданное с использованием
методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии
Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н.,
Лалаевой Р.И., Корнева А.Н., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой
Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С., Яковлевой Н.Н., Андреевой Н.Г.,
Ястребовой А.В. и с опорой на общеобразовательную программу начальной
школы (1-4) по русскому языку;
- Устав МАОУ «СОШ №2».
Цель программы: коррекция недостатков устной и письменной речи,
коррекция нарушений письма и чтения.
Задачи программы:
- развитие связной устной и письменной речи;
- коррекция лексико-грамматического строя речи;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие словесно-логического мышления;
- коррекция знаний о морфемике;
- развитие коммуникативных и читательских компетенций;
- развитие высших психических функций.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с
расстройством аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра являются одним из самых часто
встречаемых
нарушений
в
детском
возрасте.
Являясь
первазивным
нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в
том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации,
нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности.
Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя
косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь.
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное
использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это
обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей,
недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.
У
детей
с
РАС
нарушенной,
прежде
всего,
оказывается
коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей
с РАС характерны следующие общие черты: выраженная стереотипность
речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем
в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности
речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице.
Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа,
ритмической организации речи. В этом случае страдает не только
коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи.
Можно сказать, что речевое развитие детей с РАС достаточно вариативно, и
чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени
приспособления ребенка к окружающему миру.
Таким образом, реализация программы для детей с РАС дает основу для
эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит
настройка
ребенка
к
активному
контакту
с
окружающим
миром,
следовательно, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный
комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
1.3.
1.
Критерии оценки результативности работы по программе.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего,
оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
2.
Для оценки сформированности каждого действия, использовала
следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет
действие
только
по
прямому
указанию
учителя,
при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя,
в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3
балла
―
способен
самостоятельно
выполнять
действие
в
определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Личностные результаты освоения АООП общего образования
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать:
1) осознание себя как ребёнка;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
3)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
5) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.
Предметные результаты:
Устная речь.
Минимальный уровень:
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и
выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
-
участвовать
в
ролевых
играх
в
соответствии
с
речевыми
возможностями;
- слушать сказку или рассказ,
- уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец
чтения учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка.
2. Содержательный раздел
2.1.
Особенности организации работы учителя-логопеда.
Коррекция нарушений речи учащегося с РАС требует организации
специальной
логопедической
коррекционной
работы
работы,
поэтому
предусмотрены
в
часы
учебном
плане
логопедических
занятий. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34
недели, логопедических занятий в 5 классе отводится 1 занятие в неделю
(34 занятия в год).
Основные этапы логопедической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для
успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная
атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки
в специально оборудованном помещении для занятий.
Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности
занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в
некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом.
Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не
следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта
с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является
стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом
стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это
достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой
задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять
специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является организация
речевой активности целенаправленного аутичного ребенка.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с (РАС) дает основу
для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям
происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.
Таким
образом,
ребенок
будет
чувствовать
безопасность
и
эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
В структуру каждого занятия, как правило, входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения;
- упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;
- работа над предложением;
- развитие связной речи.
Продолжительность занятий: время занятия в соответствии с
СанПином составляет 40 минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от
рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными
возможностями
и
особыми
образовательными
потребностями,
при
возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ТНР и ЗПР
можно
оперативно
дополнить
структуру
соответствующим направлением работы.
коррекционной
программы
Формы, способы, методы и средства реализации программы.
2.2.
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий» имеет
под собой методологические и теоретические основания.
В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы,
определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по
ней:
- гуманизма;
- вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности;
- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного,
динамично развивающего субъекта;
- рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими
сторонами психического развития;
- реалистичности;
- учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства
диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода;
-
опоры
коррекционно-развивающей
работы
на
ведущий
вид
деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода;
- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей
работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей
работы;
- системного подхода;
-
взаимосвязь
коррекционно-развивающих
воздействий
на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический
строй речи.
Методы
обучения:
словесные,
наглядные,
практические,
объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.
Форма организации деятельности детей на занятии:
-
групповая;
-
подгрупповая;
-
индивидуальная.
Формы контроля: диагностика речи в начале учебного года.
Проверочные работы в виде: слухового диктанта.
Обследование навыков письменной речи по рабочим тетрадям.
Обследование устной речи и навыков письменной речи (слуховой
диктант, списывание с печатного текста, списывание с рукописного текста) в
конце учебного года (с 15 по 30 мая).
2.3.
Содержание программы.
Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся
по адаптированным программам.
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная,
грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом
классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них
изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса
обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками,
выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи
между его компонентами.
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на пять лет
обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и
требований общеобразовательной программы школы.
Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое
характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным
ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной
результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в
зависимости
от
компенсаторных
степени
выраженности
возможностей
ребёнка,
речевого
недоразвития,
психофизиологических
особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения
ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны
исключения и добавление изучаемых тем.
В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их
психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные,
групповые или индивидуальные занятия.
3. Организационный раздел
3.1.
Условия для реализации программы.
Технические средства обучения
Классная доска, компьютер, колонки, принтер, наборы дидактических
игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной
работы.
Оборудование класса:
- Ученические столы с комплектом стульев.
- Стол учительский.
- Классная доска.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
и пр.
- Настенное зеркало.
- Зеркало.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Количество занятий в неделю, а также календарно-тематическое
планирование может отличаться у каждого учащегося, в зависимости от
характера, степени нарушения, рекомендаций ПМПК.
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 5-х классов с РАС
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема коррекционного занятия
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи.
Текст. Предложение. Слово. Слог. Звук. (Буква)
Корень слова. Родственные и однокоренные слова.
Сложные слова.
Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Ударение. Безударные гласные в корне.
Суффиксы. Словообразование при помощи суффиксов.
Приставки. Префиксальный способ образования слов.
Закрепление темы «Состав слова» в упражнениях и игровом материале.
Предлоги. Значение предлогов. Дифференциация предлогов и
приставок.
Части речи. Имя существительное.
Части речи. Глагол.
Части речи. Имя прилагательное.
Закрепление понятий об имени существительном, глаголах,
прилагательных.
Итоговая годовая работа. Диктант.
Логопедическое обследование.
Всего:
Кол-во
часов
1
1
1
3
1
1
3
4
4
2
4
2
2
2
1
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 6-х классов с РАС
№
Тема коррекционного занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи.
Звуки и буквы. Слово. Предложение.
Предлоги.
Приставка.
Образование слов с помощью приставок.
Дифференциация приставки и предлога.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Согласование имени существительного с именем прилагательным.
Глагол.
Согласование глагола с именем существительным
Образование слов с помощью суффиксов
14
15
16
17
Антонимы.
Синонимы.
Омонимы.
Составление рассказа:
А) по сюжетной картинке;
Б) по серии картинок;
В) по опорным словам;
Г) по вопросам;
Д) по плану;
Е) по началу.
Рассказ – описание.
Работа с деформированным текстом.
Повторение. Итоговый диктант.
Логопедическое обследование.
Всего:
18
19
20
21
Кол-во
часов
1
1
2
2
1
1
1
2
2
1
2
1
2
2
2
1
6
1
1
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 7-х классов с РАС
№
Тема коррекционного занятия
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи.
Гласные звуки и буквы. Чередование гласных в корнях.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.
7
8
9
Наречие. Конечные гласные наречий.
Согласные звуки и буквы.
Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Одна и две буквы Н в наречиях на –о, -е.
Причастие как особая форма глагола.
Причастный оборот.
Анализ предложений с причастным оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастный оборот.
Анализ предложений с деепричастным оборотом.
Наречие как часть речи.
Анализ предложений с наречиями.
Анализ предложений с непроизносимыми предлогами (без, до, для, из,
к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через.)
Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за,
по-над).
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо,
вроде, вследствие, сверх, насчет, в продолжение, в течение, в виде).
Конструирование предложений со словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.
Распространение предложений.
Построение сложносочиненных предложений с союзами (и, а, но).
Построение сложноподчиненных предложений с союзами (чтобы,
потому что и т.д.). Их перестроение.
Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
Составление текста из деформированных предложений.
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному плану.
Подробное изложение повествовательных текстов.
Подробное изложение с творческими дополнениями.
Сжатое изложение. Выборочное изложение.
Повторение.
Логопедическое обследование.
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 8-х классов с РАС
№
Тема коррекционного занятия
9
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи.
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
Конструирование простых предложений
(нераспространённых, распространённых, с однородными членами).
Конструирование предложений с однородными членами.
Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование предложений.
Пересказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ по сюжетной картинке.
Что такое план.
Виды планов.
Пересказ по плану.
Изложение текста по вопросам и опорным словам.
Изложение текста по составленному плану.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
28
29
30
31
Текст – повествование. Составление рассказа.
Текст – описание. Составление рассказа.
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
1
2
3
4
5
6
7
8
32 Повторение. Диктант.
33 Мониторинг речевых и неречевых функций.
Всего:
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для
обучающихся 9-х классов с РАС
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема коррекционного занятия
Логопедическое обследование устной речи
Обследование состояния письменной речи.
Повторение. Фонетика. Система звуков русского языка.
Сложные случаи фонетического разбора слов.
Словосочетания как составляющие предложений
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление,
примыкание)
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Простое предложение. Механизмы осложнения простого предложения.
Сложные предложения. Чем сложное предложение отличается от
простого?
Союзные и бессоюзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения. Роль сочинительных союзов в
сложносочиненных предложениях
Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом
Сложноподчиненные предложения. Роль подчинительных союзов в
сложноподчиненных предложениях.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными места
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными времени
Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными образа действия
21 Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными условия
22 Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными причины
23 Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными цели
24 Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными уступки
25 Бессоюзное сложное предложение
26 Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
27 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
28 Тире в бессоюзном сложном предложении
Кол-во
часов
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29 Стили речи. Научный, публицистический, разговорный,
художественный
30 Использование способов сжатия текста (исключение и обобщение)
31 Повторение.
32 Проверочная работа.
33 Логопедическое обследование.
Всего:
1
1
1
1
1
34 часа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе».
2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно-методическое письмо
о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе», Москва 1996г.
3. Мазанова Е.В. «Методические рекомендации учителям-логопедам
школьных логопунктов по организации коррекционной работы», Самара
2005г.
4.
Козырева
Л.М.
«Программно-методические
материалы
для
логопедических занятий» Академия развития, Ярославль, 2006г.
5. Лынская М.И. “Формирование речевой деятельности у неговорящих
детей с использованием инновационных технологий”
6. Нуриева Л.Г. “Развитие речи у аутичных детей. Методическое
пособие и наглядные материалы”
7. Стребелева Е.А., Фроликова О.А. “Эффективная коррекция для
первоклассников в играх и упражнениях”
8. Цуканова С.П , Бетц Л.Л. “Я учусь говорить и читать”
9. Нагаева Л.Г. “100 занимательных игр и упражнений.
10. Николаева И.М. “Практикум по русскому языку” 1-4 классы
11. Стронская И.М. “Русский язык за 5 шагов” 1-4 классы
12. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. “Сборник упражнений по
исправлению недостатков письма и чтения”
13. Зегебарт Г.М. “Учение без мучения. Коррекция дисграфии”
14. Зегебарт Г.М. “Чтение. От слова к тексту. Тетрадь для младших
школьников”, “Чтение. От текста к смыслу. Тетрадь для младших
школьников”
15. Ефименкова Л.М. “Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов”
16. Козырева О.А. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку,
чтению и развитию речи.
17. Прищепова И.В. “Речевое развитие младших школьников.