Математическая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "СОШ № 2"

Исупова
Елена
Викторовна

Подписан: Исупова Елена Викторовна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№2 в г. Первоуральске, CN=Исупова
Елена Викторовна, E=583201@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.10.13 14:04:22+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 279
от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
для обучающихся 5 – 6 классов

Первоуральск
2023 - 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение в российских школах Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования (ФГОС) актуализировало
значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых
приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных
и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности
и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность:
учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания,
направленного на формирование способности человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо
обоснованные математические суждения, использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие
творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Основной целью курса является формирование математически грамотной
личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс помогает учащимся 5-6 классов понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
Содержание курса строится в соответствии с возрастными особенностями и
интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного
материала в 5-6 классах по курсу «Математика» обязательной части учебного
плана. На занятиях курса рассматриваются ключевые проблемы и ситуации,
решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта,
приобретенных на уроках математики, для решения жизненных задач,
формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного
поведения, развитие критического и креативного мышления.

Содержание курса разработано на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования с учетом
современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, Концепции развития математического образования в
Российской Федерации и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся .
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом
являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные
формы и количественные отношения. Без математических знаний
затруднено понимание принципов устройства и использования современной
техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической,
политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и
составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы
геометрических измерений и построений, читать информацию,
представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в
ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер
случайных событий.
Формирование
функциональной
математической
грамотности
осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных
изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее
формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные
возможности для организации образовательного процесса, трудно
реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с
потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения
математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности,
опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и
презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция
математического содержания с содержанием других учебных предметов и
образовательных
областей.
В
данной
программе
предлагается
«проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только
иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни
каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для
функционирования современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как математики, так и
обществознания.
Общее число часов, отведенных для изучения курса – 68 часов: в 5 классе 34
часа (1 раз в неделю), в 6 классе 34 часа (1 раз в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

5 КЛАСС
Раздел 1. «Математика в повседневной жизни»
Действия с величинами (вычисления, переход от одних единиц к
другим, нахождение доли величины). Действия с многозначными
числами.
Числовая
последовательность
(составление,
продолжение).
Интерпретация результатов вычислений, данных диаграммы. Решение
текстовой задачи, составленной на основе ситуации.
Работа с информацией (выбор данных). Решение текстовой задачи.
Метод перебора вариантов. Действия с величинами (вычисление,
переход от одних единиц к другим, нахождение доли). Прикидка
результата выполнения действий с величинами. Многозначные числа,
действия с натуральными числами. Сравнение долей числа.
Действия с натуральными числами. Действия с числовой
последовательностью (составление, продолжение).
Метод перебора возможных вариантов. Соотношения между
величинами, размеры объекта.
Единицы времени. Зависимости между величинами, прямо
пропорциональная зависимость величин при решении задачи.
Размеры реального объекта, единицы длины. Площадь, сравнение
площадей данных фигур. Перевод единиц длины и площади.
Зависимости между величинами. Деление с остатком, округление
результата по смыслу ситуации. Доля числа. Измерения и объем
прямоугольного параллелепипеда, сравнение объемов, переход от
одних единиц объема к другим. Представление данных: чтение и
интерпретация данных диаграммы
Раздел 2. «Школа финансовых решений»
Финансы. Значение финансовой грамотности. Деньги. Виды денег.
Наличные и безналичные деньги. Запланированная покупка.
Незапланированная покупка.
Финансовая выгода. Финансовый риск. Финансовое планирование.
Покупки. Виды покупок. Товар. Планирование покупки товара.
Услуга. Финансовое планирование. Экономия денег. Акции на товары и
услуги. Скидка на покупку. Правила поведения грамотного покупателя.
Финансовая выгода. Финансовый риск. Финансовое планирование
Математическая грамотность: Зависимости «цена – количество-стоимость»,
«скорость- время--расстояние». Измерение и единицы длины, времени,
стоимости, скорости.

6 КЛАСС
Раздел 1. «Математика в повседневной жизни»
Зависимости между величинами. Сравнение чисел и величин. Действия с
натуральными числами, с десятичными дробями. Нахождение процента от
числа, отношения двух чисел. Числовая последовательность (правило
составления последовательности).
Размеры пространственной и плоской геометрических фигур. Действия с
геометрическими величинами – длиной, площадью, объемом (вычисление,
переход от одних единиц к другим, сравнение). Прямо пропорцио- нальная
зависимость величин. Действия с натуральными числами, десятичными
дробями. Процент от числа.
Действия с натуральными числами, десятичными дробями (вычисление,
округление, сравнение). Прямо пропорциональная зависимость величин.
Площадь прямоугольника. Представление данных: таблица, столбчатая
диаграмма. Метод перебора вариантов.
Раздел 2. «Школа финансовых решений»
Финансовая
грамотность:
семейный
бюджет,
финансовое
планирование, доходы и расходы семьи, постоянные и переменные
доходы, обязательные и необязательные расходы, рациональное поведение.
Непредвиденные расходы, финансовый риск. Что такое и зачем
нужна финансовая подушка безопасности.
Финансовое планирование, рациональное поведение, экономия
семейного бюджета
Математическая грамотность: зависимость «цена – количествостоимость».
Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями. Вычисление
процентов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
организации
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
 активное участие в жизни семьи, организации, местного
сообщества, родного края, страны;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
самоуправлении в образовательной организации;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
2) патриотического воспитания:
 осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «математическая грамотность» на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
 устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений
и процессов;
 проводить
выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
 формулировать
вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формулировать гипотезу об истинности собственных суждений
и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие
предметные математические умения и навыки:
1) сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа,
обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа;
выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия
с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений;
использовать калькулятор;
2) решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости
величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость),
связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами
(налоги, задачи из области управления личными и семейными
финансами),решать основные задачи на дроби и проценты, используя
арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами
измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни
единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения
задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых
объектов;
3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в
таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать
представленные данные, использовать данные при решении задач;
представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой
диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах числового набора;
4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль
практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в
жизни;
5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус,
цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание,
развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих

форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры
параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба,
примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими
понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства
изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки
равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему
Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин,
расстояний, площадей;
6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с
помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять
периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из
прямоугольников; находить длину окружности, площадь круга; вычислять
объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные
задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими
единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы
величины через другие;
7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать
формулами зависимости между величинами; понимать графический способ
представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать
информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать
графики для определения свойств процессов и зависимостей;
8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической
модели с помощью составления уравнения или системы уравнений,
интерпретировать в соответствии с кон- текс3том задачи полученный
результат; использовать неравенства при решении различных задач;
9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми
последовательностями, использовать свойства последовательностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№

1.

Тема

Путешествие
и отдых

Колво
часов
3

Основное содержание
«Математика
Действия с величинами
(вычисления, переход
от одних единиц к
другим, нахождение
доли величины).
Действия с
многозначными
числами.
Числовая
последовательность
(составление,
продолжение).
Интерпретация
результатов
вычислений, данных
диаграммы. Решение
текстовой задачи,
составленной на основе
ситуации.

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

в повседневной жизни» (24 ч)
Извлекать
Беседа,
анализировать,
групповая
интерпретировать
работа,
информацию
(из индивидуальная
текста,
таблицы, работа
диаграммы),
Распознавать
математические
объекты,
(числа,
величины,
фигуры),
Описывать
ход
и
результаты действий,
Предлагать
и
обсуждать
способы
решения,
Прикидывать,
оценивать, вычислять
результат,
Уста
навливать
и
использовать
зависимости
между
величинами, данными,
Читать, представлять,
сравнивать
математические
объекты
(числа,
величины,
фигуры),
Применять
правила,
свойства (вычислений,
нахождения
результата),

электронные
образовательные ресурсы

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

2

Развлечения
и хобби

2

Работа с информацией
(выбор данных).
Решение текстовой
задачи. Метод
перебора вариантов.
Действия с
величинами
(вычисление, переход от
одних единиц к
другим, нахождение
доли). Прикидка
результата выполнения
действий с
величинами.
Многозначные числа,

Применять
приемы
проверки результата,
Интерпретировать
ответ,
данные,
Выдвигать
и
обосновывать
гипотезу,
Формулировать
обобщения и выводы,
Распознавать
истинные и ложные
высказывания
об
объектах,
Строить
высказывания,
Приводить примеры и
контрпримеры,
Выявлять сходства и
различия
объектов,
Измерять
объекты,
Моделировать ситуацию
математически.
Планировать
ход
решения задачи в 2-3
действия.
Беседа,
групповая
работа,
индивидуальная
работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

действия с
натуральными числами. Сравнение долей
числа.

3.

Здоровье

3

Действия с
натуральными числами.
Действия с числовой
последовательностью
(составление,
продолжение).
Метод перебора
возможных
вариантов.
Соотношения между
величинами, размеры
объекта.
Единицы времени.
Зависимости между
величинами, прямо
пропорциональная
зависимость величин
при решении задачи.

Беседа,
групповая
работа,
индивидуальная
работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

Домашнее
хозяйство

4

17

Беседа,
групповая
работа,
индивидуальная
работа

Размеры реального
объекта, единицы
длины. Площадь,
сравнение площадей
данных фигур.
Перевод единиц
длины и площади.
Зависимости между
величинами. Деление
с остатком,
округление результата
по смыслу ситуации.
Доля числа.
Измерения и объем
прямоугольного
параллелепипеда,
сравнение объемов,
переход от одних
единиц объема к дру
гим. Представление
данных: чтение и
интерпретация данных
диаграммы.

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

«Школа финансовых решений» (9ч)
5

Собираемся
за
покупками:
что важно
знать

2

Финансы. Значение
финансовой
грамотности. Деньги.
Виды денег. Наличные и
безналичные деньги.
Запланированная
покупка.
Незапланированная
покупка.
Финансовая выгода.

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять финан
совые знания.

Решение ситуативных и
проблемных
задач Беседа/
Дискуссия/
Проект/ Игра

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/

Финансовый риск.
Финансовое планирование.

6

Делаем
покупки:
как
правильно
выбирать
товары

2

7.

Приобретаем услуги: знаем,
умеем,
практикуем

1

8

Самое
главное о
правилах
поведении
грамотного
покупателя

2

«Деньги –
не щепки,
счетом
крепки»
«Велопро-

2

Покупки. Виды покупок. Товар. Планирование
покупки
товара.

Выявлять и анализировать финансо
вую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Услуга. Планирова ние Выявлять и аналипокупки услуги.
зировать финансовую
информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Финансовое планироВыявлять и аналивание. Экономия денег. зировать финансовую
Акции на товары и
информацию.
услуги. Скидка на
Оценивать финанпокупку. Правила
совые проблемы.
поведения грамотного
Применять финанпокупателя.
совые знания.
Финансовая
Финансовая грамотность: Выявлять и
грамотность:
анализировать
Финансы.
финансовую инфорФинансовая выгода.
мацию. Оценивать
Финансовый риск.

Решение ситуативных и
проблемных
задач Беседа/
Практическая
работа/ Работа в
парах/ Игра
Решение ситуативных и
проблемных
задач Беседа/
Практическая
работа/ Работа в
группах/ Игра
Решение ситуативных и
проблемных
задач Беседа/
деловая игра

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/

Решение ситуативных и
проблемных
задач Беседа/
игра- соревно-

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/

кат»

Финансовое
планирование
Математическая
грамотность:
Зависимости «цена –
количество-стоимость»,
«скоростьвремя--расстояние». Измерение и
единицы длины,
времени, стоимости,
скорости.

финансовые
проблемы.
Применять
финансовые знания
Математическая
грамотность: Читать
текст, разбирать
инструкцию и
обсуждать ситуации
Выявлять
информацию в
финансовом
контексте.
Выявлять зависимости, вычислять
стоимость. Графически представлять
алгоритм. Планировать порядок
выполнения
действий, составлять
арифметическое
выражение. Выполнять вычисления с
натуральными числами, сравнивать
результаты. Конкретизировать тариф,
выбирать выгодный
тариф.

вание

6 класс
№

Тема

Кол- Основное
во содержание
часов

Основные виды
деятельности

Формы прове
дения занятий

Образовательные ресурсы,
включая электронные
(цифровые)

1.

Новое об
7
известном
(«Футбольное
поле»,
«Электро- бус»)

2

Геометрические формы
вокруг нас
(«Поделки из
пла- стиковой
бутылки»,
«Ковровая
дорожка»)

7

«Математика в повседневной жизни» (22 ч)
Зависимости
Извлекать информацию Беседа,
между
(из текста, таблицы,
групповая
величинами.
диаграммы).
работа,
индивидуальная
Сравнение чисел и Распознавать
величин. Действия математические объекты. работа
с натуральными
Описывать ход и
числами, с
результаты действий.
десятичными
Предлагать и обсуждать
дробями.
способы решения.
Нахождение
Прикидывать,
процента от числа, оценивать, вычислять
отношения двух
результат.
чисел. Числовая
Устанавливать и
последовательность использовать
(правило
зависимости между
составления
величинами, данными.
последоЧитать, записывать,
вательности).
сравнивать
математические
Беседа,
Размеры
объекты
(числа,
ве
групповая
пространственной и
личины, фигуры).
работа,
плоской
Применять прави- ла,
геометрических
индивидуальная
свойства (вычислений, работа
фигур. Действия с
нахождения
геометрическими
результата). Применять
величинами –
длиной, площадью, приемы проверки
результата.
объемом
Интерпретировать ответ,
(вычисление,
данные.
переход от одних
Выдвигать и
единиц к другим,
обосновывать гипотезу.
сравнение). Прямо
пропорцио- нальная Формулировать
обобщения и выводы.
зависимость
величин. Действия с Распознавать истинные
натуральными

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

числами,
десятичными
дробями. Процент
от числа.

3.

Здоровый образ 2
жизни
(«Калорийность
питания»,
«Игра на
льду»)

и ложные высказывания
об объектах. Строить
высказывания,
доказывать их
соответствие условиям
задачи. Приводить
примеры и контр
примеры.
Выявлять сходства и
различия объектов.
Измерять объекты,
конструировать
математические
отношения.
Действия с
Моделировать
натураль- ными
ситуацию
числами, дематематически.
сятичными
Доказывать истинность
дробями
утверждения на основе
(вычисление, окруданных и решения.
гление, сравнение).
Планировать ход и
Прямо пропорциоконтролировать
нальная зависимость
результат решения
величин. Площадь
математической задачи.
прямоугольника.
Фиксировать ответ в
Представление
заданной форме.
данных: таблица,
столбчатая диаграм
ма. Метод перебора
вариантов.

Беседа,
групповая
работа,
индивидуальнаная работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

4

5

В школе и
после школы
(«Игры в
сети»,
«Занятия
Алины»)

6

Семейный
бюджет: доход
и расход

2

Числовое
Беседа,
выражение,
групповая
значение
работа,
выражения.
индивидуальная
Единицы времени.
работа
Масштаб карты,
оценка расстояния. Прямо
пропорциональная
зависимость
величин. Признаки
делимости
натуральных
чисел. Чтение
диаграммы.
«Школа финансовых решений» (12 ч)
Бюджет семьи,
Выявлять и
Решение
доходы и расходы
анализировать
ситуативных и
семьи, постоянные и финансовую
проблемных
переменные доходы, информацию.
задач
обя- зательные и
Оценивать финансовые Беседа/ Мининеобязательные
проблемы. Применять
проект/ Работа в
расходы.
финан- совые знания
группах/
Составление
словаря-глоссария
по теме.

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/

6.

7.

8

Непред2
виденные
расхо- ды:
как
снизить
риски финансовых
затруднений
На чем
1
можно
сэкономить:
тот без
нужды
живет, кто
деньги
бережет
Самое
2
главное о
правилах
ведения
семейного
бюджета

Непредвиденные
расходы, финансовый риск. Что
такое и зачем нужна
финансовая
подушка
безопасности.

Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания

Решение ситуативных и
проблемных задач.
Беседа/Командная игра/
мини-диспут.

Финансовое
планирование,
рациональное
поведение, экономия
семейного бюджета

Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания

http://skiv.instrao.ru/bankРешение ситуативных и
проблемных задач Беседа/ zadaniy/finansovaya-gramotnost/
конкурс плакатов.

Семейный бюджет,
финансовое планиро
вание, доходы и расходы семьи.
Рациональное
поведение.

Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания

Решение ситуативных и
проблемных задач.

Беседа/ Дискуссия/ минипроект/ Составление
советов по рациональному
планирова нию семейного
бюджета для публикации
поста в социальных сетях
(название, хэштеги,
иллюстрации, текст).

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/

9

«Копейка к
копей- ке
– проживет
семейка»
«Семейный бюджет»

5 Финансовая грамотность: семейный
бюджет,
финансовое
планирование,
доходы и расходы
семьи, рациональное
поведе ние.
Математическая
грамотность:
зависимость «цена –
количествостоимость».
Вычисления с деся
тичными и обыкновенными дробями.
Вычисление
процентов.

Финансовая грамотность:
1 Выявление и анализ финансовой
информации
2 Оценка финансовых проблем
3 Применение финансовых знаний
Математическая
грамотность:
1 Извлекать
инфор- мацию (из
текста, таблицы,
диа- граммы),
2 Распознавать
математические
объекты,
3 Моделировать
ситуацию математически,
4 Устанавливать
и использовать
зависимости между величинами,
данными,
5 Предлагать и об
суждать способы
решения,
6 Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат

Решение ситуативных и
проблемных задач
Беседа/ Игра- квест. Групповая работа,
индивидуаль- ная работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Дата проведения

№

Тема урока

планируемая
1.«Математика в повседневной жизни» (25ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Путешествия и отдых. (Задания:
«Летний лагерь», «Поход»)
Путешествия и отдых. (Задания:
«Петергоф»)
Путешествия и отдых
Транспорт(Задания: «Велосипедист»)
Транспорт(Задачи "Круиз на теплоходе", "Морские лодки")
Здоровье(Задания: «Кросс», «Земляника»)
Здоровье(Задания: «Спортивный праздник»)
Здоровье
Домашнее хозяйство (Задания:
«Маляры», «Аквариумисты»,)
Домашнее хозяйство (Задания:
«Выкладывание плитки»)
Домашнее хозяйство
Задачи на интерпретацию информации, представленной в
виде схем, графиков, таблиц, диаграмм
Задача "Парусники"
Задачи "Самые высокие сооружения в России", "Самые
высокие небоскрёбы в мире"
Задачи с использованием простейших геометрических
понятий и соотношений. Задача "Садовник"
Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление
площади фигуры на клетчатой бумаге

фактическая

Примечание

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление
площади фигуры на клетчатой бумаге
Задачи "Площадка для бадминтона", "Пруд"
Задача - учебная ситуация "Сколько деревьев нужно
посадить, чтобы изучать математику?"
Задачи на конструирование
Задача "Маша и развертка куба"
Задачи на движение
Задачи на проценты
Блиц-турнир "Проценты"
Ситуационная задача "Покраска пола"
2. «Школа финансовых решений»(9ч)
Собираемся за покупками: что важно знать(Задания:
«Доходы семьи» , «Экономия карманных денег»)
Собираемся за покупками: что важно знать
Делаем покупки: как правильно выбирать товары (Задания:
«Прогулка по магазину», «Поездка в зоопарк»)
Делаем покупки: как правильно выбирать товары
Финансы. Финансовая выгода.
Финансовый риск.(Задания: «Новые джинсы»)
Финансовая среда(Задания: «Штраф, Пицца с большой
скидкой»)
Самое главное о правилах поведении грамотного
покупателя
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
Итоговая диагностическая работа

6 класс
Дата проведения

№

Тема урока

планируемая

фактическая

Примечание

1.«Математика в повседневной жизни» (22ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Новое об известном («Футбольное
поле»)
Новое об известном («Электробус»)
Задача «Сообщения»
Задача «Электросамокаты»
Задача «Посадка огурцов»
Задача «Круиз по Лене»
Задача «Экскурсия в музей»
Геометрические формы вокруг нас
(«Поделки из пластиковой бутылки»)
Геометрические формы вокруг нас
(«Ковровая дорожка»)
Задача «Встреча весны»
Задача «Выставка натюрмортов»
Задача «Квадрат»
Задача «Садовая дорожка»
Задача «Многоугольники»
Здоровый образ жизни («Калорийность питания»)
Здоровый образ жизни («Игра на
льду»)
В школе и после школы («Игры
в сети»)
В школе и после школы ( «Занятия Алины»)
Задача «Неделя математики»
Задача «Выставка фото»
Задача «Ремонт квартиры»
Задача «Часы»
2. «Школа финансовых решений»(12ч)
Семейный бюджет: доход и расход(«Доходы семьи»)
Семейный бюджет: доход и расход («Две семьи»)
Непредвиденные расходы: как
снизить риски финансовых затруднений.( «Непредвиденная

26
27

28
29

30
31
32
33
34

трата»)
Задача ««Интересные выходные»
На чем можно сэкономить: тот без
нужды живет, кто деньги бережет.( «Как составляли
семейный бюджет»)
Задача «Экономичные и неэкономичные
привычки»
Самое главное о правилах ведения
семейного бюджета. («Нужен ли семье
автомобиль»)
«Копейка к копейке – проживет
семейка»( «Дорога в школу»)
«Семейный бюджет»( «День рождения мечты»)
Задача «Флэшки»
Задача «Покупки по акции»
Итоговая диагностическая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».