Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "СОШ № 2"
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 213
от 30.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 8 классов
Исупова
Елена
Викторовна
Первоуральск, 2024г.
Подписан: Исупова Елена Викторовна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№2 в г. Первоуральске, CN=Исупова
Елена Викторовна, E=583201@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.10.14 11:31:05+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе
авторской рабочей программы Чумаченко В.В.
Учебник: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»,
М. «Просвещение»,2021 г
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Программа ориентирована на школьников
и имеет социальнопедагогическую направленность в плане воспитания у обучающихся
уважительного отношения к собственному труду, осознанного отношения к
личным финансам.
Цель программы:
формирование общей функциональной финансовой грамотности, овладение
методами и инструментами финансовых расчетов для решения практических
задач, а также дать обучающимся целостное представление о механизме и
закономерностях функционирования финансовой системы и полноценного
участия в ней каждого гражданина. Обучение по данной программе поможет
школьникам не только определить сферу своих интересов и направление
своей будущей профессиональной деятельности, но и получить знания,
которые пригодятся во взрослой самостоятельной жизни.
Формы проведения занятий:
лекции, практические занятия.
Используемые технологии, методы обучения:
проектная, исследовательская, лекция, беседа, тренинг, практикум, деловая
игра.
Формы работы с детьми:
индивидуальная, групповая.
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Цели курса
В курсе «Основы финансовой грамотности» изучаются вопросы управления
деньгами, но не на уровне государства или компании, а на уровне отдельно
взятого человека или семьи.
Основная задача предмета:
• использовать свои активы наилучшим образом. В идеале все виды капитала
(в том числе человеческий капитал) должны работать на человека, т. е.
приносить доход или удовлетворять те потребности, которые действительно
необходимы;
• планировать и контролировать доходы и расходы. При этом нужно не
только финансировать свои текущие расходы, но и постепенно создавать
сбережения для реализации долгосрочных целей;
• применять финансовые инструменты (депозиты, кредиты, платёжные
карты, страховки и т. д.) в разных жизненных ситуациях. Это поможет
учащимся эффективно достигать личных финансовых целей, связанных с
управлением расходами, защитой от рисков, получением дохода от
инвестиций.
Главная задача курса - привить учащимся критическую оценку финансовых
предложений с учётом их преимуществ и недостатков и делать осознанный
выбор, чтобы добиваться защиты, сохранения и преумножения личного
финансового благополучия.
Содержание учебного курса «Основы финансовой грамотности»
ТЕМА 1. ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Человеческий
капитал. Что такое капитал. Виды человеческого капитала. Применение
человеческого капитала. Принятие решений. Способы принятия решений.
Этапы
принятия
решений:
определение
целей
(краткосрочных,
среднесрочных и долгосрочных), подбор альтернатив и выбор лучшего
варианта. Особенности принятия финансовых решений. Домашняя
бухгалтерия. Что такое активы и пассивы. Потребительские и
инвестиционные активы. Виды пассивов. Эффективное использование
активов и пассивов. Ведение учёта активов и пассивов. Чистый капитал. Что
такое доходы, расходы, бюджет, сбережения, долг. Основные источники
дохода. Основные статьи семейных расходов. Виды расходов: обязательные
и необязательные, фиксированные и переменные. Как оптимизировать
расходы. Составление бюджета. Составление личного финансового плана.
Что такое личный финансовый план. Определение личных финансовых целей
исходя из жизненного цикла человека. Три группы целей: осуществление
текущих трат, защита от наиболее важных рисков, формирование
накоплений. Подбор альтернативных способов достижения целей:
сокращение расходов, увеличение доходов, использование финансовых
инструментов. Выбор стратегии достижения целей: формирование текущего,
резервного и инвестиционного капитала. Необходимость сбережений.
ТЕМА 2. ДЕПОЗИТ Накопления и инфляция. Мотивация для формирования
накоплений. Способы хранения денег, их преимущества и недостатки. Что
такое инфляция и индекс потребительских цен. Причины инфляции.
Принципы расчёта инфляции. Банковский депозит. Что такое банк, вклад и
кредит. Функции и источники дохода банков. Роль Центрального банка
Российской Федерации. Виды банковских вкладов: вклад до востребования и
депозит. Основные характеристики депозита: срок и процентная ставка.
Основные преимущества и недостатки депозита. Роль депозита в личном
финансовом плане. Условия депозита. Содержание депозитного договора.
Условия депозита: срок и процентная ставка, периодичность начисления и
капитализация
процентов,
автоматическая
пролонгация
депозита,
возможность пополнения счёта, досрочного частичного снятия средств и
перевода вклада в другую валюту. Номинальная и реальная процентная
ставка. Простые и сложные проценты. Выбор наиболее подходящего
депозита. Управление рисками по депозиту. Что такое риск. Основные риски
по депозиту (разорение банка, изменение ставок по депозитам,
реинвестирование, валютный, инфляция, ликвидность) и способы управления
ими. Принципы работы системы страхования вкладов и Агентства по
страхованию вкладов (АСВ). Что такое ликвидность. Особенности депозита в
России. Ключевая ставка Банка России. Налогообложение депозитов.
ТЕМА 3. КРЕДИТ Что такое кредит. Особенности банковского кредита.
Основные виды кредита. Потребительский кредит. ч Основные
характеристики
кредита:
платность,
срочность
и
возвратность.
Составляющие платы за кредит: номинальная ставка, комиссии, страховки.
Полная стоимость кредита и переплата по кредиту. Стоимость денег во
времени. График платежей по кредиту: аннуитетные и дифференцированные
платежи, возможность досрочного погашения кредита. Как банк
обеспечивает возвратность кредита: оценка платёжеспособности заёмщика,
обеспечение (залог или поручительство). Специфика автокредита и
ипотечного кредита. Учёт кредита в личном финансовом плане. Выбор
наиболее выгодного кредита. Сравнение различных видов кредитования на
примере экспресс-кредита и потребительского кредита. Сбор и анализ
информации об условиях кредитования в разных банках. Сравнение
кредитных предложений. Минимизация стоимости кредитования. Способы
уменьшения процентной ставки по кредиту, платы за страховки и выплат по
кредиту. Кредитная история. Первоначальный взнос. Рефинансирование
кредита. Выгода от досрочного погашения кредита. Возможность
использования государственных субсидий, материнского капитала и
налоговых вычетов для уменьшения выплат по кредиту. Типичные ошибки
при использовании кредита. Необходимость изучения условий кредитного
договора. Опасность завышения доходов и не информирования банка об
изменении своего финансового положения. Риски валютных кредитов.
ТЕМА 4. РАСЧЕТНО-КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ Хранение, обмен и перевод
денег. Использование банковской ячейки, её преимущества и недостатки.
Обмен валюты: валютный курс (покупки и продажи), комиссия. Виды
денежного перевода: безналичный и на получателя. Банковские реквизиты.
Факторы, определяющие размер комиссии за денежный перевод. Виды
платёжных средств. Функции денег. Наличные и безналичные деньги.
Использование дорожных чеков, их преимущества и недостатки. Эмитент.
Банковские карты: дебетовая, кредитная, дебетовая с овердрафтом. PIN-код.
Выбор подходящего вида карты. Что такое кредитный лимит, льготный
период, минимальный ежемесячный платёж, овердрафт. Электронные
деньги. Формы дистанционного банковского обслуживания. Пользование
банкоматом, защита от мошенничества. Использование мобильного
банкинга. Принципы работы онлайн-банкинга, защита от мошенничества.
ТЕМА 5. СТРАХОВАНИЕ Что такое страхование. Роль страхования в
личном финансовом плане. Схема работы страховой компании. Что такое
страховая сумма, страховая премия, страховой случай, страховой полис,
страховая выплата. Участники страхования: страховщик страхователь,
застрахованный, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер.
Виды страхования: личное страхование, имущественное страхование,
страхование ответственности. Особенности страхования жизни: риск смерти
и риск дожития, накопительное страхование жизни. Виды страхования от
несчастных случаев и болезней. Особенности обязательного и добровольного
медицинского страхования. Использование имущественного страхования
(пример - КАСКО) и страхования гражданской ответственности (пример ОСАГО). Использование страхования в повседневной жизни. Карта рисков.
Ключевые риски, угрожающие финансовому благосостоянию семьи.
Критерии и этапы выбора страховой компании. Наиболее важные условия
страхового полиса и правил страхования. Действия в случае
недобросовестного поведения страховой компании. Типичные ошибки при
страховании.
ТЕМА 6. ИНВЕСТИЦИИ Что такое инвестиции. Инвестирование. Роль
инвестиций в личном финансовом плане. Особенности инвестирования в
реальные и финансовые активы (пример инвестиций в золото - золотой
слиток или обезличенный металлический счёт в банке). Схема работы
инвестиций, соотношение дохода и рисков. Особенности инвестиций в
бизнес через ценные бумаги: облигации и акции. Из чего складывается доход
акционера. Дивиденды. Эффект долгосрочных накоплений. Как выбирать
активы. Критерии оценки привлекательности инвестиционных активов:
доходность, надёжность, ликвидность. Расчёт доходности от инвестирования.
Сравнение доходности различных активов: наличные деньги, банковский
депозит, золото, недвижимость, фондовый рынок. Способы управления
рисками при инвестировании. Диверсификация. Финансовые посредники:
управляющие компании, паевые инвестиционные фонды, брокеры, биржа,
финансовые консультанты. Московская биржа. Критерии выбора
финансовых посредников. Как делать инвестиции. Определение своих
инвестиционных предпочтений. Выбор инвестиционной стратегии.
Формирование и перебалансировка инвестиционного портфеля. Типичные
ошибки при инвестировании.
ТЕМА 7. ПЕНСИИ Пенсионная система. Что такое пенсия. Виды пенсии:
государственная, корпоративная, частная. Особенности солидарной и
накопительной государственной пенсионной системы. Устройство
государственной пенсионной системы в России. Пенсионный фонд
Российской Федерации. Виды государственной пенсии: страховая (трудовая
или социальная) и накопительная. Принципы работы корпоративных
пенсионных программ. Особенности пенсионных схем с установленными
выплатами и схем с установленными взносами. Как сформировать частную
пенсию. Расчёт размера пенсии. Инструменты для получения пенсии:
пожизненная пенсия в страховой компании или в негосударственном
пенсионном фонде, инвестирование в активы для получения рентного
дохода. Факторы, влияющие на размер пожизненной пенсии. Способы
накопления и приумножения пенсионных сбережений.
ТЕМА 8. НАЛОГИ Основы налогообложения физических лиц.
Предназначение налогов. Основные виды налогов: подоходный,
имущественный, НДС и т. д. Различия прямых и косвенных налогов. Налог
на доход физических лиц (НДФЛ). Прогрессивная и плоская шкала
налогообложения. Налоговая база, налоговый резидент. Расчёт НДФЛ для
обычных доходов. Случаи, в которых применяется нестандартная ставка
НДФЛ. Уменьшение выплат по НДФЛ с помощью налоговых вычетов.
Расчёт налогового вычета при продаже и при приобретении имущества.
Использование налоговой декларации. Имущественный налог. Виды
имущественного налога: транспортный налог, земельный налог, налог на
имущество физических лиц. Особенности расчёта различных видов
имущественного налога.
ТЕМА 9. ФИНАНСОВЫЕ МАХИНАЦИИ Махинации с банковскими
картами. Виды махинаций и способы защиты. Действия в случае, если вы
стали жертвой мошенников. Махинации с кредитами. Виды махинаций и
способы защиты. Действия в случае, если вы стали жертвой мошенников.
Махинации с инвестициями. Суть мошеннических инвестиционных
предложений. Признаки финансовой пирамиды. Способы отличить
добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических схем. Действия
в случае, если вы стали жертвой мошенников.
Планируемые результаты освоения учебного
финансовой грамотности» по итогам обучения.
предмета
«Основы
Личностные:
сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
готовность и способность
ответственной деятельности;
готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному
самоопределению;
выявление
и
мотивация
предпринимательских качеств;
готовность и способность к образованию, в том
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
к
самостоятельной,
к
раскрытию
отношение к непрерывному образованию как
профессиональной и общественной деятельности;
творческой
лидерских
условию
и
и
числе
успешной
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную
точку зрения по финансовым проблемам,
стремление строить свое будущее на основе целеполагания и
планирования;
осознание ответственности за настоящее и будущее собственное
финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
• формирование ответственного и осознанного отношения к управлению
личными финансами.
Метапредметные:
• формирование навыков сбора и критического анализа информации;
• формирование навыков принятия решений.
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных
действий(УУД):регулятивные, познавательные, коммуникативные:
1. Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения личных
финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
формирование навыков принятия решений на основе сравнительного
анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования
будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и
самоменеджмента.
2. Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов
данного курса;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения задач данного курса;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в от-ношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные УУД:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
формирование и развитие компетентности в области использования
ИКТ-технологий
(ИКТ-компетенции),
навыков
работы
со
статистической,
фактической
и
аналитической
финансовой
информацией;
координировать и выполнять работу в условиях
виртуального и комбинированного взаимодействия.
реального,
Предметные:
• формирование знаний о базовых финансовых инструментах и основных
типах финансовых посредников;
• формирование навыков критического анализа различных финансовых
предложений с учётом их преимуществ и недостатков;
• формирование навыков принятия финансовых решений в типичных
жизненных ситуациях;
• получение мотивации к самостоятельному изучению личных финансов на
более глубоком уровне.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/раздел
1.
ЛИЧНОЕ
ФИНАНСОВОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
6
часов
2. ДЕПОЗИТ 4 часа
Тема
Введение в предмет.
Человеческий капитал
Принятие
решений.
Использование SWOTанализа для выбора
карьеры
Домашняя бухгалтерия
Практикум
Составление личного
финансового плана
Накопления
и
инфляция
Что такое депозит и
какова его природа
Условия депозита
Количество часов
1
1
1
1
2
1
1
1
Преимущества
и
недостатки депозита
3. КРЕДИТ 5 часов
Кредит. Как работает
кредит
Характеристики
кредита
Как выбрать наиболее
подходящий кредит
Как сэкономить при
использовании кредита
Практикум. Принятие
решения
о
взятии
кредита
4.
РАСЧЕТНО- Расчетно-кассовые
КАССОВЫЕ
операции.
Хранение,
ОПЕРАЦИИ 3 часа
обмен и перевод денег
Платёжные средства
Электронные деньги и
дистанционное
банковское
обслуживание
5. СТРАХОВАНИЕ 4 Способы защиты от
часа
рисков
Виды страхования
Как
использовать
страхование
в
повседневной
Практикум. Принятие
решения о покупке
страховки
6. ИНВЕСТИЦИИ 4 Инвестиции.
Основы
часа
инвестирования
Основы
инвестирования
Практикум
по
инвестициям
Процесс
инвестирования
7. ПЕНСИИ 2 часа
Пенсионная система
Частная пенсия
8. НАЛОГИ 2 часа
Как работает налоговая
система
Правила
расчёта
налогов на физлиц в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
России
9.
ФИНАНСОВЫЕ Махинации
с
МАХИНАЦИИ 4 часа
банковскими картами
Махинации
с
кредитами
Финансовые пирамиды
Практикум
по
махинациям
Итого
1
1
1
1
34 часа