Проектно-исследовательская деятельность

Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ "СОШ № 2"

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 213
от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская
деятельность»
для обучающихся 7-8 классов

Исупова
Елена
Викторовна
Первоуральск, 2024г.

Подписан: Исупова Елена Викторовна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№2 в г. Первоуральске, CN=Исупова
Елена Викторовна, E=583201@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.10.14 11:31:05+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования,
направленными письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
планом внеурочной деятельности основного общего образования, утвержденным
приказом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» от 30.08.2024 № 213 «Об
утверждении основных образовательных программ общего образования»;
рабочей программой воспитания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская
деятельность» разработана для занятий с обучающимися 7-8-х классов. Данный курс
внеурочной деятельности организован по выбору обучающихся. План внеурочной
деятельности МАОУ СОШ № 2 отводит 68 часов для освоения курса в течение 1 или 2х лет, при недельной нагрузке соответственно 2-1 час в неделю. Продолжительность
одного занятия – 40 минут.
Курс «Проектно-исследовательская деятельность» подразумевает практикоориентированный подход к организации деятельности обучающихся, так как
современному обществу необходимы специалисты:



умеющие оперировать знаниями, использовать их на практике;
трансформировать ситуации;

постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их
использовать;
 добиваться новых результатов практической деятельности.


Проектное обучение побуждает учащихся проявлять и развивать способности:
к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
к целеполаганию;
к самообразованию и самоорганизации;
к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных
источников;
 к принятию решений.





Проектная деятельность ориентирована на применение имеющихся УУД и
приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение
учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы
человеческой деятельности в социокультурной среде.
Цель курса: формирование разносторонне развитой личности.
Достижение поставленной цели планируется через решение следующих задач:









формировать у учащихся интерес к познанию мира, к углубленному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах
деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества и т. д.);
формировать склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности,
умения и навыки проведения экспериментов;
развивать умение самостоятельно творчески мыслить, самостоятельно
работать с научной литературой;
обучать методикам обработки полученных данных и анализа результатов,
составления и формирования отчета и доклада о результатах научноисследовательской работы;
мотивировать на выбор профессии, способствовать профессиональной и
социальной адаптации;
пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники,
литературы, искусства.

Особенностью данной программы является комплексный подход в системе
образования учащихся.
Принципами организации внеурочной деятельности являются:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной
деятельности;
 опора на ценности воспитательной системы школы;
 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.




Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на
свой уровень развития.
Рабочая программа курса опирается на развивающую парадигму, представленную в
виде системы психолого-педагогических принципов:
1. Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип
развития, принцип психологической комфортности).
2. Культурно ориентированные принципы (принцип целостности содержания
образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции
знаний, принцип овладения культурой).
3. Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности,
принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной
деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
Курс предусматривает такие виды деятельности обучающихся на занятиях, как:





игровая деятельность;
познавательная деятельность;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество.

Формы проведения занятий: очная (групповые, индивидуальные занятия) и
дистанционная (с помощью практически всех доступных телекоммуникационных
сервисов: электронная почта, сайт, отдельные веб-страницы, чат, веб-конференции и т.
п.) на всех этапах совместной исследовательской деятельности.
Для реализации программы предлагается использование методов:
1. Наглядные: просмотр презентаций, рассматривание наглядного материала.
2. Словесные: консультирование, сообщения, рассказы детей по схемам,
иллюстрациям, моделированию; разбор ситуаций.
3. Практический метод: проведение дидактических игр, поисковые и научные
исследования; наблюдения учащихся; заочные путешествия; творческие
презентации; работа с документами, СМИ, другими информационными
носителями; работа с компьютером.
Планируемые результаты
В ходе решения системы проектных задач у школьников формируются следующие
способности:






рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя
все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;



вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки
зрения других).

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:













положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание
предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для
формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской
деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе
учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении
моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:













принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку своей работы;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит
возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:


























осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных
задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных
исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т. п.;
делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.
п.
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:









допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;



владеть монологической и диалогической формами речи.




учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров
при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в
общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.







Умения и навыки работы Коммуникативные
в сотрудничестве:
умения:

Рефлексивные умения:

Умение осмысливать
Навыки коллективного
Умение инициировать
задачу, для решения
планирования.
учебное взаимодействие со которой недостаточно
взрослыми – вступать в
знаний.
Умение взаимодействовать диалог, задавать вопросы и
т. д.
с любым партнером.
Умение отвечать на
вопрос, чему
Умение вести дискуссию. нужно научиться для
Навыки взаимопомощи в
решения поставленной
группе в решении общих
задачи
задач.
Умение отстаивать свою
точку зрения.
Навыки делового
партнерского общения.
Умение находить
компромисс.
Умение находить и
исправлять ошибки в
Навыки
работе других участников интервьюирования,
группы
устного опроса и т. д.
Менеджерские умения и
навыки:
Умение проектировать
процесс (изделие).
Умение планировать
деятельность, время,
ресурсы.

Презентационные умения Поисковые
и навыки:
(исследовательские)
умения:
Навыки монологической
речи.
Умение самостоятельно
изобретать способ
Умение уверенно держать действия, привлекая знания
себя во время выступления. из различных областей.
Артистические умения.

Умение принимать
решения и прогнозировать
их последствия.

Умение использовать
различные средства
наглядности при

Умение самостоятельно
находить недостающую
информацию в
информационном поле.

Навыки анализа
собственной деятельности
(ее хода и промежуточных
результатов)

выступлении.
Умение отвечать на
незапланированные
вопросы

Умение запрашивать
необходимую
информацию у эксперта
(учителя, консультанта,
специалиста).
Умение находить
несколько вариантов
решения проблемы.
Умение выдвигать
гипотезы.
Умение устанавливать
причинно-следственные
связи

Предметные результаты ученик научится:
 видеть проблемы;
 ставить вопросы;
 выдвигать гипотезы;
 давать определение понятиям;
 классифицировать;
 наблюдать;
 проводить эксперименты;
 делать умозаключения и выводы;
 структурировать материал;
 готовить тексты собственных докладов;
 объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Содержание курса «Проектно-исследовательская деятельность»
Введение. Предпроект (4 часа)
Введение в проектную деятельность. Проект. Предпроект – обмен знаниями по теме,
интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей;
перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы
учащихся; формулирование тем для работы подгрупп.
Основная цель этапа планирования – получение общего представления о будущем
направлении исследовательской работы.
Структура проектной, исследовательской деятельности (30 час)
Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих
этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе;

формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход
проекта.
В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по
планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить
инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.
На этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению
исследования: как работать с книгами и журналами, как правильно оформлять текст,
как проводить анкетирование и тестирование и т. д.
Аналитический этап (18 часов)
Исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний;
уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные
знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися,
учителями, родителями, приглашенными консультантами и т. д.); изучение
специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации,
интернета.
Основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение
учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог
при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта,
оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных
участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных
участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения
итогов в конце этапа.
Важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с
ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с
информацией, таких как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска
литературы и работы с ней, поиска информации в интернете.
Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его
целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение
умению пользоваться системой поиска литературы. Одно из занятий аналитического
этапа должно быть посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать
текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают
задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список
используемой литературы и других источников информации.
Этап обобщения (16 часа)
Систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных
знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде
рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов,
презентации в интернете и т. д.).
Задача педагога на этом этапе – предоставить учащимся максимальную
самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм

представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность
раскрыться каждому ученику.
По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на
следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что
было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто
мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают
ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и
достойно выступить перед экспертным советом.
Презентация результатов проекта (9 часов)
Осмысление полученных данных и способов достижения результата, обмен
полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе
учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы
над проектом; совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов.
Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той
форме, которую выбрали участники, является по сути учебным и ориентировано на
приобретение навыков представления итогов своей деятельности. Подготовка и
обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и
побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход
исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над
проектом.
Задача педагога – объяснить участникам проектной группы основные правила ведения
дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного
отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек
зрения на решение проблемы.
Критерии оценки проектной деятельности:










осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической
направленности, значимости выполняемой работы;
аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;
выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность,
законченность;
уровень творчества, оригинальность материального воплощения и
представления проекта;
качество оформления;
качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и
убежденность;
объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность,
контактность.

Тематическое планирование курса «Проектно-исследовательская деятельность»

Наименование раздела Количество Наименование темы
часов
Введение.
Предпроект (4 часа)

2

2

Замысел. Чем я люблю
заниматься, что мне
интересно, что я хочу
узнать. О чем я больше
всего хочу рассказать
Выбираем тему
исследования и
конкретизируем ее.
Выбираем области
исследований – моно-,
метапредметные

УУД
Умение планировать
деятельность, время,
ресурсы.
Умение принимать
решения и
прогнозировать их
последствия.
Навыки анализа
собственной
деятельности (ее
хода и
промежуточных
результатов).
Умение осмысливать
задачу для решения

Структура проектной, 1
исследовательской
деятельности (30 час)
1

2

1
2

Определение жанра
проекта

Умение отвечать на
вопрос: чему нужно
научиться для
Думаем, какой проект решения
– индивидуальный или поставленной
групповой
задачи?
Формулируем
актуальность темы, ее Умение
инициировать
образовательный
учебное
эффект
взаимодействие со
Находим
взрослыми –
оригинальность в теме вступать в диалог,
задавать вопросы и
Определяем
т. д.
социальную
значимость темы

2

2
3
2

Определяем
практическую
значимость, ценность
темы

Умение вести
дискуссию.
Умение отстаивать
свою точку зрения.

Определяем проблемы,
Умение находить
требующие решения
компромисс.
Предлагаем пути
Навыки
решения проблем
интервьюирования,
Определяем степень

новизны в подходах
решения проблемы
2
2
1
1
2

2

2

1
Аналитический этап
(18 часов)

1
4

3

Формулируем цель
проекта

устного опроса и т.
д.

Умение
самостоятельно
изобретать способ
Формулируем задачи
исследований (проекта) действия, привлекая
знания из различных
Определяем объект
областей.
исследования
Умение
Определяем предмет
самостоятельно
исследования
находить
Выдвижение
недостающую
предположения
информацию в
(гипотезы),
информационном
обозначение
поле.
собственной позиции
Умение запрашивать
Выбор способов
необходимую
(методов) решения
информацию у
проблемы
эксперта (учителя,
консультанта,
Выбор формы
специалиста).
предполагаемого
продукта: стенгазета,
Умение находить
презентация,
мультфильм, выставка, несколько вариантов
решения проблемы.
иллюстрированная
книга, карта местности
Умение выдвигать
и пр.
гипотезы.
Находим интересных
людей- помощников
Умение
устанавливать
Составляем план
причинноработы
следственные связи
Собираем всю нужную
информацию из
различных источников:
фильмы по теме,
книги, наблюдения,
интернет-ресурсы,
интервью и т. д.
Изучаем историю
вопроса, выявляем
интересные
малоизвестные факты,
которыми можно
поделиться с другими

Этап обобщения (16
часа)

1

Учимся составлять
анкету

1

Учимся проводить
опрос

1

Учимся составлять и
анализировать графики

1

Учимся составлять и
анализировать таблицы

1

Учимся составлять и
анализировать
диаграммы

1

Создание
экспериментальной
базы необходимых
приборов и материалов

2

Проведение
исследований,
экспериментов

2

Учимся делать выводы
на основе результатов
исследования

4

Сбор и систематизация
материалов (фактов,
результатов) в
соответствии с целями
и жанром работы,
подбор иллюстраций

2

Как работать с
библиографией

1

Как работать с
интернет-ресурсами

1

Выбор полей,
пробелов, шрифта

1

Составляем словарь
исследователя
(понятийный словарь)

2

Узнаем, что такое
приложение и как его
создавать

1

Что такое наглядность
в проекте

Умение работать с
различными
источниками
информации.
Умение
устанавливать
причинноследственные связи.
Умение оформлять
тексты.
Умение оформлять
наглядные
материалы.
Умение
самостоятельно
находить
недостающую
информацию в
информационном

Презентация проекта
(9 часов)

2

Пишем аннотацию

поле.

2

Учимся составлять
презентации
публичных
выступлений

Умение запрашивать
необходимую
информацию у
эксперта (учителя,
консультанта,
специалиста)

1

Составляем защитную
речь

1

Урок ораторского
мастерства

Навыки
монологической
речи.

1

Репетируем
представление защиты
проекта

1

Подготовка ответов на
предполагаемые
вопросы «из зала» по
теме проекта

Умение уверенно
держать себя во
время выступления.
Артистические
умения.
Умение
использовать
различные средства
наглядности при
выступлении.

1

Предзащита проекта.
Пробные выступления
перед незнакомой
аудиторией

1

Доработка проекта с
учетом замечаний и
предложений

1

Публичная защита
проекта

1

Рефлексия работы над
проектом. Разбор
ошибок

1

Составление
памятки для учащегося Навыки
«Как работать над
взаимопомощи в
проектом»
группе в решении
общих задач.

Умение отвечать на
незапланированные
вопросы.
Навыки
коллективного
планирования.
Умение
взаимодействовать с
любым партнером.

Навыки делового
партнерского
общения.
Умение находить и
исправлять ошибки в
работе других

участников группы

Информационные ресурсы
Для учителя
1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /
Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
3. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.
4. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной
деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
5. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект». Методические
пособия для 1–4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным
умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем.
6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная
деятельность школьников [Текст]. Методический конструктор.
Москва: «Просвещение», 2010. – 321 с.
7. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] /Зиновьева
Е.Е., 2010 – 5 с.
8. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:
«Народное образование». – 2000, № 7.
9. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций //
www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/.
10.Кудрявцев. А. Проектирование и управление развитием единой
информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. –
№ 1. – С. 14–20.
11.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном
обучении // Школьные технологии. – 2006. – № 4 – с. 61.
12.http://festival.1september.ru/articles/532929/
http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm.
Дополнительная литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие:
«Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007 – 159 с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы.
3. Большая детская энциклопедия (6–12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11).
4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11).
Материально-технические ресурсы

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, фотоаппарат,
принтер.
Экранно-звуковые пособия: презентации, интернет-ресурсы.
Оборудование класса: столы, стулья, шкафы, доска аудиторная.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».