Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 "
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ «СОШ № 2»
Исупова Е.В.
Приказ № 216 от 30.08.2024 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
Исупова
Елена
Викторовна
Подписан: Исупова Елена Викторовна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ №2
в г. Первоуральске, CN=Исупова Елена
Викторовна, E=583201@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.11 13:20:51+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0
Первоуральск городской округ, Свердловская область, 2024г.
Учебный план образовательной организации, реализующей ООП НОО, составлен на основе
Федерального учебного плана, является нормативным документом, фиксирует состав учебных
предметов, недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам и учебным предметам, максимально допустимую недельную нагрузку
обучающихся.
Учебный план начального общего образования фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Учебный план организации, осуществляющей образовательную деятельность, разработан с
учетом требований нормативно – правовых документов.
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(вместе с СанПиН 1.2.3685 – 21. Санитарные правила и нормы …») (Зарегистрировано в Минюсте
России 29.01.2021 № 62296).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в
Минюсте России 18 декабря 2020 г. N 61573).
4. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
- от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. 286»;
- от 19 марта 2024 г. № 171 «Изменения, которые вносятся в приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
- от 22.03. 2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- от 18.05.2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования».
5. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»
(утверждена приказом директора школы от 31.08.2023г. №280).
6. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №2» (МАОУ «СОШ №2») (утвержден Постановлением Администрации
городского округа Первоуральск от 04.12.2014 №3174).
Учебный план ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения Основной
образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №2».
Режим функционирования.
Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным
графиком, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательной
организацией самостоятельно.
Для обучающихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5
дней, для обучающихся 2- 4 классов – 6 дней.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет
34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более
3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной
нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом — не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе - 35 минут (сентябрь - декабрь), 40 минут (январь - май);
- в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ - 40 минут;
- во 2-4 классах – 40 минут.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная
нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально
допустимой нагрузки в течение дня соответствует действующим санитарным правилам и нормативам.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не превышает
продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2 часа - для 4 класса.
Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания
учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Характеристика образовательной деятельности.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала,
формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Уровень начального общего образования реализует следующие задачи:
- формирование общей культуры, духовно – нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрупнение здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями
здоровья;
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной
деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектноисследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий
деятельностного типа;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования
реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного
уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального
общего образования:
- личностным, включающим:
формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.
- метапредметным, включающим:
универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные
исследовательские действия, а также работу с информацией); универсальные коммуникативные
действия (общение, совместная деятельность, презентация); универсальные регулятивные действия
(саморегуляция, самоконтроль).
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт
деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его
преобразованию и применению.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Объём обязательной части программы начального общего образования
составляет 80%, а объём части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объёма.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности
(урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность,
практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий предусмотрен перерыв
для гимнастики не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для изучения учебных
предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных
часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по
выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы.
Обязательными учебными предметами части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются: «Информатика» (3-4 классы), «Родной язык» (4 классы), «Литературное чтение
на родном языке» (4 классы). На основании письменных заявлений родителей (законных
представителей) обучающихся в качестве родного языка выбран русский язык.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего
школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. При отборе направлений внеурочной
деятельности образовательная организация ориентируется на психолого – педагогические
характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору
направлений внеурочной деятельности привлекаются родители как законные участники
образовательных отношений.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального
общего и основного общего образования предусмотрены курсы внеурочной деятельности,
рекомендуемые для всех обучающихся: «Разговоры о важном», «Мир профессий», «Функциональная
грамотность».
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности
организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В целях организации
внеурочной деятельности образовательная организация заключает договоры с учреждениями
дополнительного образования.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах
осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных учебных планов,
программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Промежуточная аттестация учащихся.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации, начиная со 2 класса,
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
Качество образования на уровне начального общего образования рассматривается как
совокупность личностного, метапредметного и предметного результата.
Промежуточная аттестация учащихся на уровне начального общего образования
регламентируется Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся, проводится по каждому учебному предмету, курсу с
учетом его специфики по итогам учебного года.
Формы промежуточной аттестации на 2024 – 2025 учебный год определены в сетке Учебного
плана: контрольная работа, комплексная работа, творческая работа, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится во время учебных занятий в рамках учебного
расписания. Сроки проведения промежуточной аттестации регламентируются календарным учебным
графиком.
Учебный план начального общего образования
(1 кл. – 5-дневная учебная неделя, 2–4 кл. – 6-дневная учебная неделя)
Количество часов в неделю
Формы
Предметные
Учебные предметы/
промежуточной
I
II
III
IV
области
классы
аттестации
Обязательная часть
5
4
5
4
5
4
5
4
Комплексная работа
Комплексная работа
Иностранный язык Иностранный язык
–
2
2
2
Контрольная работа
Математика и
информатика
4
4
4
4
Комплексная работа
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
(Окружающий мир)
2
2
2
2
Комплексная работа
Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
–
–
–
1
Защита проекта
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
Творческая работа (2-3 кл.),
контрольная работа (4 кл.)
Музыка
1
1
1
1
Творческая работа
Труд (технология)
1
1
1
1
Творческая работа (2-3 кл.),
контрольная работа (4 кл.)
3
3
3
3
Показатели физической
подготовленности
21
23
3
23
3
24
2
1
1
0,5
0,5
Русский язык и
литературное
чтение
Искусство
Технология
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Физическая
Физическая культура
культура
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Учебные предметы
Информатика
Родной язык
Литературное чтение на родном языке
Учебные курсы
Проектная мастерская
Занимательная математика
Занимательная грамматика
Внеурочная деятельность (рекомендуемая
для всех обучающихся)
Разговоры о важном
Функциональная грамотность
Мир профессий
Внеурочная деятельность (по выбору
участников образовательных отношений)
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
нормативами
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Защита проекта
Защита проекта
Защита проекта
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
21
26
26
26
Контрольная работа
Защита проекта