РП Обучение служением

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ. ПЕРВЫЕ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Исупова
Елена
Викторовна

Москва
2024

Подписан: Исупова Елена Викторовна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№2 в г. Первоуральске, CN=Исупова
Елена Викторовна, E=583201@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.10.15 11:23:16+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................................................3
Общая характеристика ..................................................................................................................3
Актуальность программы .............................................................................................................4
Цель программы ............................................................................................................................5
Задачи программы .........................................................................................................................5
Особенности реализации программы ..........................................................................................6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ..................................................8
Личностные результаты ................................................................................................................8
Метапредметные результаты......................................................................................................10
Предметные результаты ..............................................................................................................15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .....................................................................................................17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .........................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................29
Приложение. Шаблон паспорта проекта обучения служением ..................................................30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Рабочая

программа

курса

внеурочной

деятельности

«Обучение

служением. Первые» для основного общего образования (далее – программа)
составлена на основе:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
• Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287;
• Федеральной

образовательной

программы

основного

общего

образования (ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370.
Программа ориентирована на внедрение в образовательных организациях
практики вовлечения обучающихся в решение социально значимых задач,
имеющей как образовательные, так и социальные результаты – «обучения
служением». Программа рассчитана на обучающихся 8–9 классов. В ее основе
лежит опора на навыки проектной деятельности обучающихся по разработке
и практической реализации социально значимых проектов.
Программа

предусматривает

взаимодействие

образовательных

организаций с социальными партнерами – представителями некоммерческих
организаций (НКО), органов государственной власти, местного самоуправления
и их подведомственных организаций, – которые являются постановщиками
задач для разработки и реализации социально значимых проектов обучающихся.

3

Актуальность программы
Программа вносит вклад в достижение национальной цели развития
Российской Федерации по реализации потенциала каждого человека, развитие
его талантов, воспитания патриотичной и социально ответственной личности
(утверждены указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309)
и направлена на достижение следующих целевых показателей:
• увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах
и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие
и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов;
• увеличение

к

2030

году

доли

молодых

людей,

вовлеченных

в добровольческую и общественную деятельность, не менее чем до 45 процентов.
Обучение служением – программа, предусматривающая вовлечение
обучающихся в решение социально значимых задач, сформулированных
институтами

гражданского

общества

и/или

государственными

(муниципальными) организациями в сфере культуры, образования, социальной
защиты

населения,

физкультуры

и

спорта.

Обучение

служением

предусматривает разработку и реализацию обучающимися проектов, которые
требуют не только знаний о проектной деятельности, но и дают возможность
применения полученных в рамках общеобразовательной программы знаний
и навыков на практике.
Вовлечение обучающихся в решение социально значимых задач
обеспечивает:
1. Развитие

гражданского

самосознания

через

активное

участие

обучающихся в социально значимых инициативах на уровне населенного пункта
или региона, осознание результатов этой деятельности, формирование
социально-ориентированной деятельностной жизненной позиции.
2. Повышение мотивации обучающихся к изучению учебных предметов,
повышение значимости научных знаний и практических навыков.

4

3. Поддержку профессионального самоопределения обучающихся путем
знакомства их с экономикой и социальной сферой муниципалитета, региона,
участия в проектах совместно с организациями территорий, взаимодействия
с сотрудниками этих организаций в процессе проектной деятельности. Проекты
организаций становятся площадками для ранних профессиональных проб
обучающихся, поскольку позволяют им включиться в реальную деятельность
социальных партнеров.
4. Развитие проектных умений и навыков в результате разработки
и практической реализации социально значимых проектов, приобретение опыта
командной работы, развитие лидерских качеств.
Программа «Обучение служением. Первые» вносит вклад в гражданское,
патриотическое и трудовое воспитание личности, а также в организацию
профориентации обучающихся в образовательных организациях.
Цель программы
Формирование активной гражданской позиции обучающихся путем
прохождения социальной практики по решению реальных общественно
значимых задач в своем муниципальном образовании в процессе проектной
деятельности совместно с социальными партнерами – заказчиками проектных
инициатив.
Задачи программы
• Формирование у обучающихся гражданского самосознания и активной
гражданской позиции, ответственного и бережного отношения к природе,
окружающей

действительности,

толерантного

отношения

к

людям

с особенностями здоровья и людям, находящимся в трудной жизненной
ситуации, людям других национальностей.
• Расширение знаний обучающихся о социально-экономической сфере
территории их проживания, включая деятельность социально ориентированных

5

организаций, социальных предприятий, организаций культуры, образования,
социальной защиты населения, физкультуры и спорта.
• Содействие

профессиональному

самоопределению

обучающихся,

включение в перечень рассматриваемых сфер профессиональной деятельности
организаций социальной сферы и органов власти.
• Содействие развитию проектных умений и навыков, необходимых
для самостоятельной реализации проектов, готовности к принятию на себя
ответственности, самостоятельного участия в социально значимой деятельности
на уровне населенного пункта и/или региона.
• Создание условий для конструктивного взаимодействия предприятий
и организаций города/региона с общеобразовательными организациями с целью
вовлечения обучающихся в проектную деятельность, организации эффективной
профориентации и создания площадок для профессиональных проб.
• Формирование

у

обучающихся

интереса

к

обучению

по общеобразовательным предметам путем демонстрации их значимости
для практической деятельности.
Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 34 (тридцать четыре) академических часа
в течение одного учебного года.
Программа

реализуется

в

виде

курса

внеурочной

деятельности

и предназначена для проведения занятий с обучающимися 8 или 9 классов.
Образовательная организация по своему выбору может проводить программу
во всех параллелях или в одной из параллелей основного общего образования
(8 или 9 классах).
Занятия проводятся 1 (один) раз в неделю в объеме 2 (двух) академических
часов. Программу рекомендуется проводить в период с сентября по декабрь.
Основная идея «Обучения служением» – это работа участников
программы над задачами «социальных партнеров» – организаций, которые
профессионально занимаются решением социальных проблем.
6

Программа содержит региональный вариативный компонент, который
включает

знакомство

обучающихся

с

социальной

сферой

региона

или населенного пункта, а также с деятельностью социально ориентированных
организаций

территории

(некоммерческих

предприятий,

учреждений

образования,

организаций,

культуры,

социальных

социальной

защиты,

физкультуры и спорта), органов власти, подразделений корпоративной
социальной ответственности среднего и крупного бизнеса.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Обучение служением. Первые» направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
– активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,
родного края, страны;
– понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
– представление

об

основных

правах,

свободах

и

обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
– готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи;
– готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство,
помощь людям, нуждающимся в ней, решение социально значимых задач).
В сфере патриотического воспитания:
– осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
8

– готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
– свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
– восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
– осознание

важности

художественной

культуры

как

средства

коммуникации и самовыражения;
– понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
– готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности.
В сфере экологического воспитания:
– ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
– осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
– готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности (стремление внести вклад в сохранение экологии в своем
населенном пункте и/или регионе, осознание значимости экологической
повестки для производственных и социальных организаций).
В сфере трудового воспитания:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи,

организации,

города,

края)

технологической

и

социальной

направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
9

– интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
– уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
– осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей (включая социальную сферу).
В сфере ценности научного познания:
– ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы
и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
– совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
– овладение основными навыками исследовательской и проектной
деятельности.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями:
Базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
– устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
– с

учетом

предложенной

задачи

выявлять

закономерности

и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
– предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
– выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
– выявлять

причинно-следственные

связи

при

изучении

явлений

и процессов;
10

– делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
– самостоятельно выбирать способ решения социально значимых задач
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
с учетом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские и проектные действия:
– использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
– формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
– формировать

гипотезу

об

истинности

собственных

суждений

и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
– проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
– оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
– прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

социальных

процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в социальных и профессиональных
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
11

– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
– находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
– самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями:
Общение:
– воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в соответствии с целями и условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
12

Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды

в

достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственности

и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В

сфере

овладения

регулятивными

универсальными

учебными

действиями:
Самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
13

– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
– делать выбор и брать ответственность за решение;
Самоконтроль:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при

решении

учебной

задачи, адаптировать решение к меняющимся

обстоятельствам;
– объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
– различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
– выявлять и анализировать причины эмоций;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
Принятие себя и других людей:
– осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
– признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
14

– принимать себя и других, не осуждая;
– открытость себе и другим;
– осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
– освоение и применение системы знаний: о социальном служении,
о практике обучения служением, о социально значимых задачах страны, региона,
муниципалитета, об организации социальной сферы муниципалитета, региона,
включая организацию предоставления услуг в сфере образования, культуры,
социальной защиты населения, физкультуры и спорта, о типах организаций,
оказывающих социальные услуги, об организациях, вовлеченных в решение
социальных

задач

территорий,

включая

некоммерческие

организации

и социальные предприятия; о системе поддержки социально значимой
деятельности на федеральном и региональном уровнях;
– осознание значимости участия для жителей региона, муниципального
образования в решении социально значимых задач территории, преимуществ,
которые получают люди разных возрастов от реализации и участия в социально
значимых инициативах, личной социальной ответственности;
– формирование понимания различий между социальными проектами,
волонтерской деятельностью и обучением служением;
– умение отличать проект обучения служением от других типов проектов,
направленных на решение социально значимых задач;
– умение использовать полученные знания при разработке и реализации
проектов обучения служением, умение взаимодействовать с общественными
институтами и организациями социальной сферы в рамках разработки
и реализации проектов обучения служением; умение аргументировать идею
проекта обучения служением для решения поставленной социально значимой
задачи;

15

– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
– овладение приемами поиска информации в единой информационной
системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) «ДОБРО.РФ»
для получения социальных задач для проектов обучения служением;
– умение разрабатывать и описывать проекты в контексте обучения
служением, работать в группе (команде) с выполнением различных социальных
и проектных ролей для решения социально значимых задач; умение презентовать
результаты реализованных проектов перед представителями организаций,
вовлеченных в решение социально значимых задач территорий.

16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Обучение служением. Зачем включаться в социальные
проекты?
Понятие «служение» как добровольная деятельность в интересах
общества.
Понятие «обучение служением» как технология, которая позволяет
применять полученные в школе знания и навыки на практике, приобретать
значимые компетенции в рамках общественно полезной деятельности.
Понятие «проект обучения служением», его характеристики, примеры
проектов обучения служением, отличие обучения служением от волонтерской
деятельности.
Вклад проектной деятельности в целом и обучения служением в развитие
подростков. Понятие «социальный партнер», типы организаций, которые вносят
вклад в развитие общества: бюджетные учреждения, социальные предприятия,
некоммерческие организации, государственные (муниципальные) органы
власти, программы корпоративной социальной ответственности крупного
и среднего бизнеса, особенности разных типов организаций, вклад организаций
в социальное развитие территорий. Примеры конкретных организаций.
Процедуры постановки задач и взаимодействия школьников с социальными
партнерами. Единая информационная система в сфере развития добровольчества
(волонтерства) «ДОБРО.РФ» как источник задач для проектов обучения
служением.
Раздел 2. Решение социально значимых задач твоего края
Понятие «проект», понятие «проект обучения служением», основные
характеристики

проектов.

Постановка

задач

социальных

партнеров

для организации проекта: информация о деятельности организации, постановка
задачи для решения обучающимися. Разработка и обсуждение решений
поставленной социальным партнером задачи с классом.
17

Обсуждение предлагаемого обучающимися решения с представителями
социальных партнеров.
Этапы разработки проекта, паспорт проекта обучения служением.
Ключевые параметры проекта: цели, задачи, мероприятия, показатели
результатов, ресурсы, риски и управление рисками.
Описание проектов обучения служением: цели, задачи, целевые
показатели, мероприятия проекта, дорожная карта проекта, целевая аудитория,
ресурсы проектов, риски проектов. Примеры описания проектов. Разграничение
ответственности между членами команды и разработка дорожной карты
проекта.
Реализация проектов проектными командами в соответствии с дорожными
картами.
Рефлексия по итогам реализации этапов проектов. Консультации
с социальными партнерами.
Раздел 3. Как управлять проектной командой
Понятие «команда», отличие от группы, способы мотивации команды.
Формирование проектной команды, цели формирования команды, критерии
сплоченности команды, правила и традиции в команде, разграничение
ответственности между членами команды.
Проектное управление: жизненный цикла проекта, мониторинг и оценка
результатов проекта, управление рисками проекта.
Основы публичных выступлений: понятие «эффективная презентация»,
принципы эффективной презентации (увлекательность, содержательность,
интерактивность, сбалансированность), понятие «невербальное общение»,
правила и ошибки в оформлении презентаций, подготовка публичных
выступлений, подготовка презентаций для реализованных обучающимися
проектов, проведение предзащиты проектов. Тренинг публичного выступления.
Представление

результатов

социально

значимых

проектов

перед

социальными партнерами.
18

Личная социальная ответственность как осознанное желание участвовать
в общественно полезных инициативах, направленных на позитивное изменение
окружающей

среды.

Самоанализ:

понимание и

осознание

значимости

собственной роли в проекте.
Раздел 4. Защита проектов и подведение итогов
Публичная защита проектов перед социальными партнерами, партнерами
школы.
Анализ общественного мнения, социальных эффектов от реализации
проектов.
Подведение итогов участия в программе, достигнутых результатов,
полученных знаний и навыков.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Количество Форма проведения
Основное содержание
п/п
часов
занятия
Раздел 1. Обучение служением. Зачем включаться в социальные проекты?
1.1
Вводное
2
Комбинированная
Понятие «служение» как
занятие.
(лекция, практика) добровольная деятельность
Обучение
в интересах общества.
служением
Понятие «обучение служением»
как технология, которая позволяет
применять полученные в школе
знания и навыки на практике,
приобретать значимые компетенции
в рамках общественно полезной
деятельности.
Понятие «проект обучения
служением», его характеристики,
примеры проектов обучения
служением, отличие обучения
служения от волонтерской
деятельности.
Вклад проектной деятельности
в целом и обучения служением,
в развитие подростков.

Основные виды деятельности
обучающихся
Изучают понятие «обучение
служением».
Знакомятся с видеоинтервью
подростков – активных участников
проектной деятельности, которые
обсуждают понятие «служение»
и вклад проектной деятельности в их
развитие, достижение личных целей.
Обсуждают понятие «служение»,
направления служения.
Изучают понятие «проект обучения
служением», его отличие
от волонтерства.
Обсуждают примеры проектов.
В процессе практического занятия
определяют, относятся ли они
к проектам обучения служением.
Знакомятся с функционалом единой
информационной системы в сфере
развития добровольчества
(волонтерства) «ДОБРО.РФ»
20

1.2

Социальные
партнеры

Итого по разделу

2

Комбинированная
(лекция, практика)

Понятие «социальный партнер»,
типы организаций, которые вносят
вклад в развитие общества:
бюджетные учреждения,
социальные предприятия,
некоммерческие организации,

Знакомятся с понятием «социальные
партнеры», типами организаций.
Обсуждают примеры социальных
партнеров и их влияние на решение
социальных проблем.
Знакомятся с видеоинтервью

государственные (муниципальные)
органы власти, программы
корпоративной социальной
ответственности крупного
и среднего бизнеса, особенности
разных типов организаций, вклад

представителей НКО, которые
рассказывают о своей деятельности.
Работают в малых группах
и разрабатывают перечень вопросов
к социальным партнерам,
необходимых для погружения в их

организаций в социальное развитие
территорий.
Примеры конкретных организаций.
Процедуры постановки задач
и взаимодействия школьников
с социальными партнерами

деятельность и понимания
социальной задачи

Понятие «проект», понятие «проект
обучения служением», основные
характеристики проектов.
Постановка задач социальных
партнеров: информация

Знакомятся с деятельностью
организаций – социальных
партнеров.
Знакомятся с задачами,
сформулированными социальными

4

Раздел 2. Решение социально значимых задач твоего края
2.1

Постановка
задач
социальными
партнерами

1

Презентация задач
социальных
партнеров,
обсуждение

21

о деятельности организации,
постановка задачи для решения
обучающимися

партнерами.
Задают уточняющие вопросы.
Делятся на команды и выбирают
задачи для решения

2.2

Разработка
решения
поставленной
задачи

4

Проектная сессия,
обсуждение

Разработка и обсуждение решений
поставленной социальным
партнером задачи с классом.
Обсуждение предлагаемого
обучающимися решения
с представителями социальных
партнеров

Разрабатывают предложения
по решению поставленной задачи
по установленному шаблону.
Готовят презентации
о предлагаемом решении.
Презентуют решения перед
обучающимися и педагогом.
Дорабатывают решения
по результатам обратной связи.
Обсуждают предлагаемые решения
с представителями социальных
партнеров, их преимущества
и недостатки, планируемые
результаты.
Фиксируют обратную связь.
Дорабатывают решения
по результатам обратной связи

2.3

Проект обучения
служением
и его ключевые
характеристики.

4

Проектная сессия

Этапы разработки проекта, паспорт
проекта обучения служением.
Ключевые параметры проекта: цели,
задачи, мероприятия, показатели

Изучают понятие «проект», понятие
«проект обучения служением»,
этапы разработка проекта, паспорт
проекта обучения служением.

22

Описание
проекта

результатов, ресурсы, риски
и управление рисками.
Описание проектов обучения
служением: цели, задачи, целевые
показатели, мероприятия проекта,
дорожная карта проекта, целевая

Ключевые параметры проекта:
цели, задачи, мероприятия,
показатели результатов, ресурсы,
риски и управление рисками.
Работают в малых группах
и разрабатывают цели, задачи,

аудитория, ресурсы проектов,
риски проектов.
Примеры описания проектов

мероприятия своих проектов
обучения служением, оценивают
потребность в ресурсах
для реализации проекта, выдвигают
гипотезы о том, где и каким образом
можно привлечь недостающие
ресурсы, оценивают риски проектов
и возможности учета рисков.
Обсуждают дорожную карту
проекта обучения служением.
Выполняют упражнение «Хочу
и могу». Упражнение заключается
в том, что все члены команды строят
матрицу, состоящую из 4 клеток.
В верхнем правом квадрате матрицы
каждый участник этого упражнения
пишет все, что он хочет и может
делать. Например, я хочу и могу
делать презентации, я хочу и могу

23

писать тексты.
В правом нижнем квадрате нужно
выписать все, что участник может,
но не хочет делать. Например,
я могу выступать и защищать
проект, но я не хочу это делать.
Я могу проводить переговоры,
но не хочу. Я могу вести группу
в социальной сети, но не хочу.
Верхний левый квадрат заполняется
тем, что участник хочет, но не
может делать или не умеет. Это
зоны роста, которые участник
команды хочет развить, в том числе
в рамках проекта, и для этого готов
обучаться. Например, я хочу, но не
умею рисовать красивые
иллюстрации. Я хочу, но не могу
писать пресс-релизы.
Левый нижний квадрат включает то,
что участник не хочет и не может
делать. Например, я не хочу и не
могу проводить занятия
с малышами, танцевать, быть
конферансье, продавать что-то

24

на выставке-ярмарке. Это то, что
участнику точно не нужно поручать
в рамках проекта.
Обсуждают результаты выполнения
упражнения «Хочу и могу»
и разграничивают ответственность
по проекту обучения служением
между всеми членами команды.
Дорабатывают дорожную карту
с указанием ответственных
за каждое мероприятие проекта.
Описывают проект по шаблону
2.4

Реализация
проектов

11

Практическая
работа.
Рефлексия

Итого по разделу
20
Раздел 3. Как управлять проектной командой
3.1. Управление
1
Тренинг
командой

Реализация проектов проектными
командами в соответствии
с дорожными картами.
Рефлексия по итогам реализации
этапов проектов.
Консультации с социальными
партнерами

Реализуют мероприятия проектов
в соответствии с дорожными
картами.
Обсуждают с командой и педагогом
полученные результаты, успехи,
неудачи, приобретенные знания
и опыт.
Корректируют дорожные карты
по итогам рефлексии

Понятие «команда», отличие
от группы, способы мотивации
команды.

Обсуждают понятие «команды»,
отличия от группы людей.
Выполняют упражнения
25

3.2

Проектное
управление

1

Комбинированная
(лекция, практика)

Формирование проектной команды,
цели формирования команды,
критерии сплоченности команды,
правила и традиции в команде,
разграничение ответственности
между членами команды
Проектное управление: жизненный
цикл проекта, мониторинг и оценка
результатов проекта, управление
рисками проекта

на командообразование.
Обсуждают способы мотивации
команды, придумывают правила
и традиции команды

Обсуждают жизненный цикл
проекта, оценивают этап, на котором
находится их проект обучения
служением.
Разрабатывают систему
мониторинга и оценки результатов.
Оценивают результаты своей работы
по управлению рисками проекта.
Корректируют дорожные карты

3.3

Навыки
публичной
презентации.
Предзащиты
проектов

4

Тренинг

Основы публичных выступлений:
понятие «эффективная
презентация», принципы
эффективной презентации
(увлекательность,
содержательность, интерактивность,
сбалансированность), понятие
«невербальное общение»,
правила и ошибки в оформлении
презентаций, шаблон презентации,
подготовка публичных

Изучают критерии эффективности
презентаций, правила и ошибки
в оформлении презентаций.
Изучают шаблон презентации
для проектов обучения служением.
Готовят презентации по результатам
реализации проектов обучения
служением.
В процессе тренинга выступают
перед педагогом и обучающимися
с целью отработки публичного
26

3.4

Личная
социальная
ответственность

Итого по разделу

1

Обсуждение,
саморефлексия

выступлений.
Тренинг публичного выступления

выступления перед социальными
партнерами.
Дорабатывают презентации
и выступления на основе обратной
связи

Личная социальная ответственность
как осознанное желание участвовать
в общественно полезных
инициативах, направленных
на позитивное изменение
окружающей среды.
Самоанализ: понимание и осознание
значимости собственной роли
в проекте

Обсуждают роль подростков
в преобразовании окружающего
мира.
Анализируют и приводят примеры
личной социальной ответственности

Представление результатов
социально значимых проектов
перед социальными партнерами

Выступают перед педагогом,
обучающимися, представителями
социальных партнеров.

7

Раздел 4. Защита проектов и подведение итогов
4.1

Публичная
защита проектов

2

Публичная защита

Отвечают на вопросы о ходе
реализации и результатах проекта
4.2

Оценка
результатов
программы

1

Рефлексия

Публичная защита проектов перед
социальными партнёрами,
партнёрами школы.
Анализ общественного мнения,

Обсуждают с педагогом результаты
своего участия в программе,
достигнутые результаты,
полученные знания и навыки,

27

социальных эффектов от реализации
проектов.
Подведение итогов участия в
программе, достигнутых
результатов, полученных знаний и
навыков.

возникшие на этапах разработки
и реализации проектов трудности
и способы их преодоления.
Анализируют общественное/
экспертное мнение о реализации
проектов.
Обсуждают с педагогом готовность
своего участия в социально
значимой деятельности,
влияние обучения служением
на профессиональное
самоопределение

Итого по разделу

3

Общее количество
часов по программе

34

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методические рекомендации по реализации модуля «Обучение
служением» в образовательных организациях высшего образования Российской
Федерации / А.П. Метелев, Д.И. Земцов, В.С. Никольский [и др.]. – Москва :
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023.
2. Голубев С.В. Детский форсайт: проектная деятельность школьников
по развитию городов / С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская, В.А. Смирнов. – М. :
Грифон, 2019.
3. Голубев С.В. Детский форсайт: технология вовлечения школьников
в проектирование будущего городов: [12+] / С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская,
В.А. Смирнов. – М. : Грифон, 2017.
4. Голубев С.В. Социальный квест: технология развития местных
сообществ: [16+] / С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская. – М. : Грифон, 2017.
5. Дирксен Д. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным
и эффективным. – М., 2013.
6. Ильяхов М. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст / М. Ильяхов,
Л. Сарычева. – 2-е изд.– М. : АП, 2017.
7. Обучение служением : методическое пособие / под ред. О.В. Решетникова,
С.В. Тетерского. – М. : АВЦ, 2020. – 216 с.
8. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя /
К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
9. Рабочая тетрадь «Обучение служением» / М.А. Гаете Сепулведа,
В.С. Никольский, А.Н. Зленко [и др.]. – Москва : Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики», 2023. – 36 с.
10. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Суржиков М.А. Обучение служением :
учебник. – М. : Кнорус, 2024.
11. Хелдман К. Управление проектами. Быстрый старт. – М. : ДМК Пресс,
2017.
12. Шевчук Е.А. Проектная кухня: только проверенные рецепты – М. :
ЛитРес, 2018.
29

ПРИЛОЖЕНИЕ. Шаблон паспорта проекта обучения служением
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ОБУЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЕМ
1. Общая информация
Название проекта
Социальный партнер
Команда проекта
Кураторы проекта

Яркое креативное название
Название организации, задачу которой решает проект
Ф.И.О. всех участников команды
Ф.И.О. педагога программы и Ф.И.О. куратора проекта
от социального партнера

2. Цели, задачи проекта
Постановка проблемы
Цель проекта
Задачи проекта

Описание проблемы, сформулированной социальным
партнером
1
2
3

3. Дорожная карта проекта
№

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный участник
команды

4. Ресурсы проекта
№

Тип ресурса

Количество
(если применимо)

Источник привлечения
Название организации или имя
человека, который может предоставить
ресурс, контактные данные
Мероприятие, проведение которого
позволит привлечь ресурсы

5. Показатели результативности проекта
№

Наименование показателя

Значение показателя

6. Риски проекта
№

Риск

Действия в случае наступления
неблагоприятного события

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».