РП Адаптация к школьной жизни

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальный округ Первоуральск
МАОУ «СОШ № 2»

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 217
от 29.08.2025 г.

ПРОГРАММА

«Адаптация детей к школьной жизни»

Первоуральск,
2025г.

Пояснительная записка
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа
предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок
дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике
ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того чтобы
вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него
отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия
успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации
появилась необходимость в создании программы, которая дает возможность
подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками
позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и
продолжить обучение.
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе
осуществляется по программе «Адаптация к школьной жизни» из серии
«Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. Данная программа
рекомендована Министерством образования Российской Федерации.
Программа предусматривает комплексную подготовку детей к
обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих
способностей. Готовность к школе не заключается в умении читать, писать
и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего
физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и
знаниями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством
овладения УУД, предложенными федеральным образовательным стандартом
начального общего образования, составляет основу начального образования.
В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще
одной не менее важной целью программы.
Актуальность разработки данной программы:
- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью
оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития,
создания условий для достижения успешности всех детей;
- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к
концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка,
складывается система представлений о моральных нормах и правилах,
обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения
отношений между людьми);
- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и
необходимость сохранения единства образовательного пространства,
преемственность уровней образовательной системы (актуальность проблемы
обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена

возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой
школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к
школьному обучению);
- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и
толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора,
самоактуализации.
Низкий уровень коммуникативной компетентности
детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой
социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и
отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества,
большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных
и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения
сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек
зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и
понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами
подготовки к школе детей 6,5-7 лет. Программа рассчитана на 45 часов, 3
занятия в неделю.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.
Для составления объективного мнения о каждом учащемся в группах
подготовки к школе ведётся предметное преподавание.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода
обучения в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители
имеют возможность познакомиться с администрацией образовательной
организации, преподавательским составом, составить представление об
успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать
как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность
обучения.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к
новым образовательным условиям и создание условий гуманного
(комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой.
Задачи:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие
умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми,
- формировать положительную самооценку.
Организация предшкольного образования рассматривается как одно из
приоритетных направлений развития школы, выполняет функцию
обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Основными компонентами готовности к школе традиционно
считаются:
- личностно-эмоциональная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- физиологическая готовность.
Личностно-эмоциональная готовность включает в себя: мотивацию к
обучению,
умение
общаться
со
сверстниками
и
взрослыми,
сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой
(произвольность поведения). Мотивация к обучению - знания тогда
усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку
сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам,
его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия проводятся в
игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и
творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется
познавательный интерес, желание учиться.
Общение. В программе используются коллективные игры, позволяющие
детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же
время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические
игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их
понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей.
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать
их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка
правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться
ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по
плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы
способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к
ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх
выполнить задание неверно.
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле
непосредственные желания и действия. Ребенку трудно привыкнуть к
школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет
вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку,
чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда,
может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с
правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое
поведение.
Начать обучение в школе ребенку поможет соответствующий уровень
развития познавательных процессов, определенный багаж знаний и
представлений об окружающем мире, математическая подготовленность и
достаточный уровень развития речи, иными словами, интеллектуальная
готовность.
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и
воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного
психического процесса приводит к снижению уровня общего
интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний.
Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник
вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы

занятий включены игры и программы развития произвольного внимания,
зрительной
и
слуховой
памяти,
целостности
восприятия
и
пространственного
мышления,
творческого
воображения.
Обучение математике начинается с дочислового изучении математики.
Формирование математических понятий проходит в увлекательных играх,
практических опытах, с использованием загадок, стихотворений,
занимательных и проблемно – поисковых задач.
Чтение и развитие речи. Цель занятий - научить ребенка плавному
послоговому
чтению
еще
до
поступления
в
школу.
Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок,
творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой
культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.
Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и
физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как
речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук,
находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное
влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также
графические задания, пальчиковые игры подготовят дошкольников к
овладению сложнейшим навыком - письмом.
Содержание курса
Раздел «Развитие речи» (15 часов)
Предлагаемый раздел построен на концептуальных положениях с
выходом на общие речевые умения. Идеи развивающего обучения, его
практическая направленность, усиление роли развития речи создают условия
для успешного обучения русскому языку как единому курсу в начальной
школе, который предполагает синтез содержания по чтению и литературе,
окружающему миру, искусству.
Речь устная, диалогическая и монологическая (без терминов), общее
представление об их особенностях. Дальнейшее развитие устных видов
речевой деятельности — слушания (понимания смысла произведений,
вопросов и сообщений педагога, ответов детей, воспринимаемых на слух),
говорения (ответы на вопросы, высказывания на темы, составление рассказов
по сюжетным рисункам, предметным картинкам, иллюстрациям).
Наблюдение над произносительными особенностями слов (выделение
ударного слога, отчѐтливое произнесение каждого звука) и интонации конца
предложения. Громкость, тон, темп устной речи. Уместное использование
при устном общении несловесных помощников речи: жестов, мимики, поз,
улыбки и пр.
Упражнение в овладении элементарными правилами речевого этикета:
приветствия, прощания, извинения, просьбы. Рассказы, истории на основе
увиденного, услышанного, прочитанного, о проведении различных
мероприятий и др.
Текст, предложение, слово — средства языка и речи, проводники
мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью

вопросов типа: о чѐм, о ком сообщается, спрашивается? Членение устных и
письменных высказываний - текстов на предложения, предложений на слова.
Использование графических опор-схем для анализа и восстановления
предложений и небольших по объѐму текстов.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой
структурой. Зависимость изменения (искажения) значения слова от
изменения состава или порядка звуков (даже одного). Деление слов на слоги,
слогов на звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и более
сильное произнесение одного из слогов в слове).
Использование графических опор-схем для слогового анализа слов
типа мама, роза, аист и т. п.
Раздел «Математика» (15 часов)
В
математическом
содержании
подготовительного
периода
объединены три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9,
число 10, счѐт десятками, основные свойства чисел натурального ряда;
равенство, конкретный смысл арифметических действий сложение и
вычитание и их обозначение: знаки «+», «—», «=»); геометрическая
(пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их
прообразы в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости
и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур,
изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.);
содержательно-логическая (эта линия построена на основе математического
материала двух первых линий и создаѐт условия для развития внимания,
восприятия, воображения, памяти, мышления детей).
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трѐх
и более предметов (фигур) по размеру (больше — меньше, длиннее —
короче, такой же по длине, выше — ниже, шире — уже и др.), по форме
(круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по
форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов,
геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному
правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух
предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений:
длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже и др., его использование при
выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по
заданному правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без
гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на
плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее,
левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).
Временные представления: раньше — позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя.
Дни недели. Отсчѐт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена
года. Их последовательность.

Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели
составляют месяц).
Раздел «Подготовка к письму» (15 часов)
Правильная выработка и закрепление навыков работы с карандашом и
ручкой. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на
парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких
мышц пальцев, обводки и штриховки контуров, соединение линий и фигур,
рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением
руки, способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.
Формирование четкой практической направленности в процессе
изучения русского языка, дальнейшего развития связной речи у
дошкольников, повышения культуры и уровня их речевого общения,
обозначенного необходимостью наличия данных навыков поступления в
школу.
Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие
фонематического слуха и умение проводить звуковой анализ: вычленять
звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и
согласные звуки и буквы, определять количества слов в слове, выделение
предложений из речи.
Работа над предложением и связной речью. Совершенствование речевых
умений, полученных детьми дома, в детском саду. Пересказ знакомых сказок,
без пропусков, составление по картинке или серии картинок определенного
количества предложений объединенных общей темой, или небольшого
рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Составление рассказов о
простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по
сюжету, предложенному учителем, расширение представлений об
окружающем мире, явление действительности с опорой на жизненный опыт
ребенка.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения курса «Адаптация детей к школьной жизни»
ребенок должен уметь:
1) отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- ориентироваться на странице тетради;
2) называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры
большего размера;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

В результате обучения по программе ребенок должен знать:
- буквы алфавита;
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +, -, =;
- название текущего месяца, последовательность дней недели.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные УУД

Регулятивные УУД

1.Ценить, принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа», «семья».
2. Уважать свою
семью, родителей,
доброжелательно
относиться к
сверстникам.
3. Освоить роли
ученика;
формирование
интереса
(мотивации) к
учению.
4.Оценивать
жизненные ситуаций
и поступки героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм.

1. Организовывать
свое рабочее место
под руководством
учителя.
2. Определять цель
выполнения заданий
на занятие, под
руководством
учителя.
3. Определять план
выполнения заданий
на занятие, под
руководством
учителя.
4.Осуществлять
первоначальный
контроль своего
участия в доступных
видах
познавательной
деятельности.
5. Осуществлять
под руководством
учителя учебные
действия в
практической и
мыслительной
форме.
6.Использовать в
своей деятельности
простейшие
приборы: линейку,
треугольник, т.д.

Познавательные
УУД
1. Ориентироваться
в тетради и
учебнике:
определять умения,
которые будут
сформированы на
основе изучения
данного раздела.
2. Отвечать на
простые вопросы
учителя, находить
нужную
информацию в
учебнике.
3.Сравнивать
предметы, объекты:
находить общее и
различие.
4. Группировать
предметы, объекты
на основе
существенных
признаков.
5.Подробно
пересказывать
прочитанное или
прослушанное
6.Под руководством
учителя проводить
классификацию
изучаемых объектов.
7. Строить
рассуждения по
рассматриваемому
вопросу.
8. Осознавать смысл
межпредметных
понятий: число,
величина,
геометрическая
фигура.

Коммуникативные
УУД
1.Участвовать в
диалоге на уроке и в
жизненных
ситуациях.
2.Отвечать на
вопросы учителя,
товарищей по
классу.
2.Соблюдать
простейшие нормы
речевого этикета:
здороваться,
прощаться,
благодарить.
3.Слушать и
понимать речь
других.
4. Участвовать в
работе парами.
5. Контролировать
свои действия в
классе.
6.Принимать свои
ошибки, озвучивать
их, соглашаться,
если на ошибки
указывают другие.

Тематическое планирование
Раздел «Развитие речи»
№
п/п
1-2

Содержание

Речь устная и письменная. История возникновения речи.
Развитие речи.
Беседа «Зима в природе». Составление рассказа по
картине «Лес». Беседа «Наш город». Беседа «Транспорт».
Интерактивная игра «Стой, внимание, иди».
3-4 Предложение. Деление текста на предложения.
Развитие речи. Беседа «Режим дня»
Беседа «Бытовая техника».
Интерактивная игра «Эксперт по безопасности».
5 Слово. Деление предложений на слова.
Развитие речи.
Беседа «Лес и мир животных».
Беседа «Домашние животные»
Интерактивная игра «Где, чей дом».
6 -7 Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А»
«О» «У».
Разучивание скороговорок, потешек.
Развитие речи.
Беседа «Любимые праздники».
8-9 Слог. Деление слов на слоги. Звуки гласные и согласные.
Интерактивная игра «Чудесное ожерелье»
Развитие речи.
Беседа «Подарки».
10 Слияние согласного звука с гласным.
Интерактивная игра «Цветные буквы»
Развитие речи.
Беседа Моя любимая игрушка «Составление рассказов об
игрушках». Разучивание стихотворений.
11 Ударение. Единственное и множественное число.
Развитие речи. Беседа «Моя семья».
12 Знакомство с гласным звуком «И» и буквой «И».
Развитие речи. Беседа «Весна в природе». Праздник
бабушек и мам. Разучивание стихов.
13 Знакомство с гласным звуком «У» и буквой «У».
Развитие речи. Беседа «Вода в природе».
Интерактивная игра «Обитатели пруда»

Количество
часов

2 часа

2 часа

1 час

2 часа

1час
1 час

1час

1час
1час

1час

14
15

Чистоговорки. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации.
Развитие речи. Беседа «Дом. Мебель. Посуда».
Составление рассказов по опорным картинкам.
Конкурс загадок.

Итого

1час
1час
15 часов

Раздел «Математика»
№
п/п

1

2-3

4

5

6

7

Содержание
Выявление подготовленности к обучению математике.
Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и
обратный.
Интерактивная игра «Сосчитай-ка»
Знакомство с клеточкой.
Работа с бумагой. Складывание бумаги гармошкой.
Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов
до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими
фигурами: треугольник, прямоугольник, круг.
Составление из геометрических фигур: дома, машины.
Интерактивная игра «Удивительные фигуры»
Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий
- низкий». Составление геометрических фигур из палочек.
Интерактивная игра «Охота за цифрами»
Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с
количеством предметов.
Пространственные и временные отношения «налево»,
«направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между»,
«за».
Рисование узора
Счет предметов от 1 до 10.
Интерактивная игра «Забавное домино»
Знакомство со знаком +, -.
Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько же»
Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно».
Интерактивная игра «Праздничное угощение».
Знакомство с цифрой 3.
Интерактивная игра «Гонки в космосе».
Составление узора из геометрических фигур.
Закрепление навыков счета в пределах 10.
Интерактивная игра «Планеты-картинки»

Количество
часов
1 час

2 часа

1 час

1 час

1час

1 час

Знакомство с цифрой 4. Составление геометрических
фигур из палочек. Рисование узора. Письмо палочек.
Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая».
Прямой и обратный счет предметов.
Интерактивная игра «Ряды цифр»
Состав чисел 3,4.
Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4.
Интерактивная игра «Веселое сложение»
Сравнение предметов. Рисование узора.
Прямой и обратный счет. Знакомство с цифрой 5.
Число и цифра 6. Рисование узоров по клеточкам.

8

9

10

Число и цифра 7. Сравнение предметов. Выявление
закономерностей. Логические задания на развитие памяти
и мышления.
Число и цифра 8. Отношения «часть-целое». Логические
задания на развитие внимания и воображения.
Число и цифра 9. Сравнение чисел. Решение задач по
иллюстрациям.
Счёт в пределах 10. Состав числа 10. Рисование по
клеточкам. Сравнение множеств предметов. Логические
задачи.
Итоговое занятие.
Интерактивная игра «Считаем с увлечением».

11

12
13
14

15
Итого

1час

1 час

1час
1час

1час
1час
1час

1 час
15 часов

Раздел «Подготовка к письму»
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Содержание
История возникновения письма. Гигиенические правила.
Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его
штриховка.
Письмо наклонных прямых. Обведение контура рисунка и
его штриховка.
Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу.
Обведение контура рисунка и его штриховка.
Письмо удлиненной петли вверху и внизу. Обведение
контура рисунка и его штриховка.
Письмо правых и левых полуовалов. Обведение контура
рисунка и его штриховка.

Количество
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час

14

Письмо овалов. Обведение контура рисунка и его
штриховка. Орнамент.
Письмо буквы «а». Обведение контура рисунка и его
штриховка.
Письмо буквы «А». Раскрашивание бордюра. Обведение
контура рисунка и его штриховка.
Письмо строчной буквы «о». Обведение контура рисунка и
его штриховка.
Письмо наклонной линии. Письмо наклонной линии с
закруглением внизу вправо. Рисование узоров. Обведение
контура рисунка, штриховка.
Письмо строчной буквы «и». Рисование по точкам.
Волнистая линия «Волны большие, волны маленькие».
Письмо наклонной линии с петлей внизу. Письмо строчной
буквы «у». Спираль «Волшебный клубочек».
Лепка. Буквы (фигуры животных – по выбору).

15

Рисование полукругов, кругов, овалов «Цветы на лугу».

1час

7
8
9
10
11

12
13

Итого

1час
1 час
1 час
1час

1час
1час
1час
15 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».