РП Радуга творчества

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальный округ Первоуральск
МАОУ «СОШ № 2»

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 217
от 29.08.2025 г.

Программа развивающих занятий
«Радуга творчества»

Первоуральск,
2025г.

Пояснительная записка
Программа курса «Радуга творчества» реализует направление внеурочной
деятельности - художественно – эстетическая творческая деятельность. Она
разработана по запросу родителей будущих первоклассников, реализуется с 2019
года и является дополнительной образовательной услугой для детей старшего
дошкольного возраста.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку
возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития
творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной
творческой деятельности.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного
мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности,
отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Актуальность программы
заключается в том, что занятия позволяют дать детям дополнительные сведения по
трудовому обучению. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в
материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших,
затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Курс «Радуга творчества» развивает творческие способности – процесс, который
пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность
принимаемых
решений,
привычку
к
свободному
самовыражению, уверенность в себе.
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно
устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой
деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению
практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы
изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов
труда.
Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с
бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью
и вторичным сырьём, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в
мире творчества и раскрыть свои возможности. Работа с разными материалами
имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует
физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным
физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка.
Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных
качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться, обладает
эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт
многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует
более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка,
развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно
участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению
самостоятельно организовать своё свободное время. Все задания соответствуют по
сложности детям старшего дошкольного возраста. Это гарантирует успех каждого
ребенка и воспитывает уверенность в себе.
Отличительные особенности и новизна данной программы от уже
существующих образовательных программ заключаются в принципах к подбору её
содержания. Методика проведения занятий строится на тематическом
разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы. На занятиях дети
совершенствуют навыки и умения, полученные на уровне дошкольного
образования
Программа «Радуга творчества», являясь прикладной, носит практикоориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными
приёмами и техникой работы с разными материалами. В процессе обучения
возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в
программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и
коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются
выполненные изделия, разыгрывание сюжетно-ролевых игр с поделками. Работы
выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей.
Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие
работы. Работа, выполненная своими руками – огромная радость для ребят. Это
помогает поддерживать эмоциональный настрой у ребёнка, интерес к занятиям.
Цель программы - развитие художественных и творческих способностей
дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей
действительности.
Задачи программы:
- совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков:
экспериментирование с разными художественными и изобразительными
материалами при решении творческих задач;
умение
использовать
возможности
различных
изобразительных
и
художественных материалов для создания художественного образа;
умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными
предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
развивать художественный вкус
- активизировать речь и речевое общение:

развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе
художественно-творческой деятельности;
поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение,
активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе
творчества;
развивать детское словотворчество, фантазию, воображение;
- развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в
творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений.
Принципы:
- цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от
занятия к занятию;
- обогащения сенсорного опыта;
- последовательности и систематичности;
- личностно-ориентированный подход;
- культурного обогащения содержания деятельности, в соответствии
особенностями познавательного развития детей дошкольного возраста;
- взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- организации тематического пространства (информационного поля) – основы для
развития образных представлений.
Технологии: игровое обучение, педагогика сотрудничества.
Методы: наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации), словесный (беседа,
пояснение, вопросы, художественное слово), практический.
Формы: индивидуальные, групповые.
Содержание курса.
Прекрасная радуга. Она кажется чудом из сказки, чем-то нереальным и
необъяснимым. Программа «Радуга творчества» работает по семи направлениям
(7 цветов радуги), где, занимаясь по программе, дети погрузятся в
разнообразную детскую деятельность: лепку, конструирование, оригами и др.
1. Красный - Работа с природным материалом (2 ч)
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий. Требования к поведению
учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение
правил по технике безопасности. Работа с природным материалом заключает в
себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания
бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых
навыков. Изготовление аппликации из листьев.
2. Оранжевый - Работа с бумагой и картоном (1 ч)
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую
моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество

видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались
различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих
стран мира. Темы для беседы «Как появились ножницы». Знакомство с
геометрическими фигурами. Аппликация из геометрических фигур.
3. Жёлтый - Оригами (7 ч)
Что такое оригами. Краткая история оригами. Геометрическая фигура – квадрат.
Стороны (верхняя, нижняя, левая, правая) и углы (верхний, нижний). Базовая
форма «треугольник», что такое схема. Грибы - создаются по схемам.
Осуществляется проговаривание выполняемых действий. Базовая форма
«воздушный змей». Складывание нижней левой стороны и угла к центральной
линии квадрата, аналогичные действия с правой стороной и углом. Уменьшение
«воздушного змея» – складывание нижней левой стороны и угла к центральной
линии, аналогичные действия с правой стороной. Складка «молния» (ее
выполнение и изображение). Создание сюжетной аппликации на основе
сделанных фигурок-оригами. Базовая форма «квадрат»
Складывание 4-х сторон квадрата, центр квадрата, переворот, совмещение углов
квадрата, вогнуть боковые маленькие квадратики. Складывание по схемам.
Самостоятельная дорисовка фигурки-оригами. Создание сюжетной аппликации
на основе сделанных фигурок - оригами. Базовая форма «дверь». Складывание
по схемам. Самостоятельная дорисовка фигурки-оригами. Создание сюжетной
аппликации на основе сделанных фигурок- оригами. Базовая форма
«прямоугольник». Складывание по схемам. Самостоятельная дорисовка
фигурки-оригами. Создание сюжетной аппликации на основе сделанных
фигурок- оригами.
4. Зелёный – Нетрадиционные техники рисования (1 ч)
При работе с красками учащиеся углубляют знания по композиции, развивается
эстетический вкус, формируется представление о рисунке. Изготовление
открытки в технике кляксография по показу педагога.
5. Голубой - Работа с тканью (1 ч)
В ходе работы с тканью и нитками учащиеся знакомятся с основами дизайна,
углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается
эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном
искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал,
развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Изготовление куклы – оберега из ткани и ниток.
6. Синий - Работа с пластилином (2 ч)
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой
пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими
предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики.
Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания

аппликаций на картоне и стекле. Знакомый конструктивный способ лепки
усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных,
людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На
заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в
работе по собственному замыслу.
7. Фиолетовый - Работа с бросовым материалом (1 ч)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а
можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования
мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той
огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие.
Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую
посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые
фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли
задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое
применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной
игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно
скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с
такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности
детей. Изготовления кукольной комнаты с помощью коробки.
Планируемые результаты освоения курса.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах
для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- развить внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и
фантазию;
- достичь оптимального для каждого уровня развития.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, группа
комплектуется по возрастному принципу. Место проведения занятий – кабинет

начальных классов. Оптимальное количество детей в группе – 5 - 15 человек.
Длительность занятий 40 минут, 15 занятий в год (с ноября по март месяц).
Программа рассчитана на год.
Тематическое планирование.
№ Тема занятия
п/п

Техника,
материалы

I. «Работа с природным материалом». (2 часа)
1. Беседа «Радуга творчества», ТБ.
Листья,
Осенние
фантазии
из
природного аппликация
материала.
2. Поделки из кленовых «парашютиков».
Семена
аппликация

Колво
часов
1 час

клёна, 1час

II. «Работа с картоном и цветной бумагой». (1 час)
3. Беседа «Как появились ножницы». Аппликация,
Аппликация из геометрических фигур.
вырезание
III. «Оригами». (7 часов)
4. Беседа «История создания бумаги».
Кошечка.
5. Беседа «Искусство оригами».
Собачка.
6. Сосулька.

1 час

Оригами, бумага

1 час

Оригами, бумага

1 час

Оригами, бумага

1 час

7.

Ёлочка.

Оригами, бумага

1 час

8.

Кораблики.

Оригами, бумага

1 час

9.

Лягушка.

Оригами, бумага

1 час

10. Тюльпан.

Оригами, бумага

1 час

IV. «Нетрадиционные техники рисования». (1 час)
Краски, рисунок
11. Кляксография.

1 час

V. «Работа с нитками и тканью». (1 час)
Куколка - оберег из ткани.

Ткань, нитки

1 час

VI. «Работа с пластилином». (2 часа)
13. Рисование пластилином

Пластилин, рисунок

1 час

14. Лепка из пластилина «Тигрёнок»

Пластилин, лепка

1 час

VII. «Работа с бросовым материалом». (1 час)
15. Конструирование дома для сказочных Картонные коробки, 1 час
героев.
конструирование
Формой подведения итогов данной образовательной программы являются
выставки детских работ в конце каждого занятия.
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
Интернет-ресурсы:
1.Учебно - методический портал
http://www.uchmet.ru/library/add_school/entertainment/lessons_sum/
2. Фестиваль педагогических идей “1 сентября” http://festival.1september.ru/
3. “Педсовет” http://pedsovet.su/load/207
4. Методсовет http://metodsovet.su/

Приложение

Инструкции по технике безопасности

Правила подготовки рабочего места перед началом занятия

1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или
пакет для изделий.
3. Надень рабочую одежду.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.

Правила уборки своего рабочего места

1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты,
если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин
— грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и
заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с
которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть
спрятано внутрь.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на
данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая
ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с пластилином

1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».