МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальный округ Первоуральск
МАОУ «СОШ № 2»
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 217
от 29.08.2025 г.
ПРОГРАММА КУРСА
«Развитие логики и мышления (шахматы)»
Первоуральск,
2025г.
Пояснительная записка
Программа для дошкольников (5-7 лет) «Развитие логики и мышления
(шахматы)» реализует общеинтеллектуальное направление (интеллектуальные
марафоны).
Отличительной особенностью данной программы является то, что данный
курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для детей.
Программа построена на основе программы «Шахматы в школе» автора И.Г.
Сухина и адаптирована для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В
программе увеличено количество практических часов. Важное значение имеет
специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование
приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Используются
учебные пособия Е.Прудниковой «Развиваем математические способности»,
Е.Волковой, Е.Прудниковой «Развиваем логику и мышление».
Цель - способствовать интеллектуальному личностному развитию детей
дошкольного возраста в процессе обучения основам шахматной игры.
Программа разработана для дошкольников 5-7 лет и рассчитана на изучение
материала в течение 15 занятий.
Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой
деятельности.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Основные
формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая
деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания
и позиции для игровой практики.
Содержание курса.
Теоретические основы и правила шахматной игры.
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и
развития шахматной игры, её роль в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами. Правила
поведения шахматистов, шахматный этикет.
Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное
положение, ход, взятие, шах, мат, рокировка.
Планируемые результаты освоения курса.
Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные
личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения программного материала:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства
с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, самостоятельность, выдержка,
усидчивость, выдержка сообразно возрасту, уверенность в своих силах,
трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы характеризуют уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по памяти информацию;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию
соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и
опыт ребят, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса.
B результате освоения курса дети приобретут:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека
(физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном
влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и
социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в
жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, возможных ходов всех фигур,
их функционального смысла и направленности действий при закреплении
изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально-физкультурной деятельности
(интеллектуально-спортивных
динамичных
играх,
подвижных
играх
разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и
шахматных праздниках;
- навык умения применять простейшие тактические приемы, умение оценивать
позицию и вести игру;
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и
их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и
направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной
игры.
Планируемые предметные результаты.
К концу курса дети должны:
объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,
стоять
под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
знать правила хода и взятия каждой фигуры;
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности
ив
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи
в один ход.
Тематическое планирование
Содержание занятия
Тема занятия
№
Кол-во
п/п
часов
1. Вводное
занятие. Инструктаж по охране труда, правилам
1
Техника
поведения
на
занятии.
История
безопасности.
возникновения шахмат.
История шахмат.
2.
3.
4.
5.
Знакомство
с Рассказ о шахматной доске, как игровом
шахматной
доской: поле для шахмат, знакомство с линиями
центр, горизонталь.
шахматной
доски
(горизонтали),
определение центра доски.
Вертикаль.
Познакомить детей с вертикалями на
шахматной доске, поупражнять их в быстром
и правильном нахождении вертикалей и
горизонталей.
Диагональ.
Обучить детей видеть диагональ на
шахматной доске, не путать её с другими
линиями.
Обозначение
Познакомить детей с шахматной нотацией.
шахматных полей.
1
Начальная
расстановка фигур.
1
Познакомить и поупражняться в правильной
расстановке шахматных фигур в начале
партии.
7. Ценность шахматных Научить определять ценность фигур.
фигур. Король.
Познакомить с шахматной фигурой король,
узнать способы ее передвижения, сильные и
слабые стороны.
8. Ферзь.
Знакомство с новой фигурой, способами
действий, её ценности и взаимодействии с
другими фигурами.
9. Ладья.
Дать представление о новой фигуре,
способах
действий,
ее
ценности,
передвижение.
10. Слон.
Дать представление о новой шахматной
фигуре, способах действий и ее ценности.
6.
1
1
1
1
1
1
1
11. Конь.
Дать представление о новой фигуре,
способах
действий,
её
ценности и
взаимодействии с другими фигурами.
Понятие пешка, способы её передвижения.
Что может пешка.
1
13. Рокировка.
Познакомить детей с длинной и короткой
рокировкой.
1
14. Шах и мат.
Понятие о шахе, как о ситуации
нежелательной для короля, научить детей
выводить «короля из-под шаха» разными
способами. Дать представление о мате.
Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор детей. Чтение детям: И.
Сухин «Шахматная сказка».
Знакомство с правилами поведения в
шахматах. Подвести итог полученным
знаниям о шахматах.
1
12. Пешка.
15. Заключительное
занятие. Викторина.
Итого
1
1
15
часов