РП ВД Профессиональные пробы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАОУ "СОШ № 2"

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 203
от 29.08.2025г.

Рабочая программа
внеурочного курса
«Профпробы»
для обучающихся 10–11 классов

МО Первоуральск 2025

Пояснительная записка
В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и
техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность
как в специалистах-производственниках, так и в научных кадрах естественнонаучных
дисциплин, в том числе, и в химиках.
В современном мире очень многое делается при помощи химии. Специалистамихимиками разрабатываются новая косметика, лекарства, производятся продукты
питания, материалы для одежды и обуви, и это только самые известные направления.
Химики работают в области химии и технологии органических веществ:
промежуточных продуктов, растворителей, пестицидов, органических реакторов,
мономеров и вспомогательных веществ для получения полимеров и полимерных
материалов, синтетических топлив, масел, специальных жидкостей, поверхностноактивных веществ и моющих средств, органических красителей и других продуктов
нефтехимии основного и тонкого органического синтеза.
Химики работают в отраслях народного хозяйства, производящих
вышеперечисленные вещества, а также в научно-исследовательских и проектных
организациях. Могут преподавать, работать в образовательных учреждениях,
заниматься научно-исследовательской, проектно-конструкторской и инженернотехнологической деятельностью.
Во всем мире химическая промышленность становится все более важной сферой
производства. Естественно, растущая отрасль нуждается в квалифицированных кадрах.
У специалистов в области химии сегодня появляются новые перспективы.
Особенно резко возрастает спрос на химиков-технологов всех направлений.
Данный внеурочный курс предназначен для учащихся 10-11 – х классов и
рассчитан на 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1
час в неделю).
Цель курса: формирование у обучающихся опыта профессиональной
деятельности в области химии и оказание помощи в профессиональном
самоопределении.
Задачи:

выявление у обучающихся склонностей и способностей к
деятельности, связанной с химией;

знакомство с профессиями, для которых необходимы химические
знания;

организация исследовательской деятельности учащихся через
систему практических работ для развития специальных практических умений и
навыков проведения химического анализа.
В процессе изучения материалов внеурочного курса ученикам прививается вкус к
исследовательской деятельности, выполнению практических профессиональных работ,
закладываются основы общенаучного мышления, умение правильно построить
исследовательскую задачу, использовать разные методы, проанализировать и обобщить
материал, формирует правильную речь, развивает самостоятельность, формирует
привычку к публичным выступлениям.
Предоставление обучающимся возможности самостоятельно проводить
намеченные программой практические работы является важнейшим условием

успешности проведения данного курса, развивает их способности и укрепляет желание
посвятить себя работе по химическим специальностям.
Курс даёт возможность сравнить требования, которые предъявляют профессии
химического профиля, со своими возможностями.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Порядок выполнения химического эксперимента, его результатов, составление отчета.
Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека. Знакомство с ролью
химии в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Профессии, для
которых необходимы химические знания.
Практическая работа №1. Анализ водопроводной воды.
Экскурсия на санитарно-эпидемиологическую станцию.
Тема 2. Профессии, связанные с химическим производством: химик – технолог, химикисследователь, химик-инженер, химик-аналитик, биохимик, химик-эколог. Химическая
промышленность и химическая технология. Научные принципы организации
химических производств. Важнейшие составляющие химического производства.
Рассмотрение химико-технологических процессов получения сахара из сахарной
свеклы, крахмала из картофеля и кукурузы, масло из семян подсолнечника.
Практическая работа №2. Получение глюкозы из картофеля.
Тема 3. Химия в профессиях, необходимых человеку: фармацевт, провизор, эксперт –
лаборант, эксперт по качеству потребительских товаров.
Анализ пищевых продуктов. Анализ молока и молочных продуктов: определение
кислотности, содержания белков и молочного сахара; установление свежести молока.
Определение кислотности хлеба и яблок, глюкозы и фруктозы в яблоках, сахарозы в
карамели. Определение белков в мясе и муке. Изучение свойств пигментов свеклы,
моркови, хлорофилла.
Практическая работа №3. Оценка качества коровьего молока органолептическими и
физико-химическими методами.
Экскурсия на комбинат по производству молочных продуктов.
11 класс
Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Порядок выполнения химического эксперимента, его результатов, составление отчета.
Тема 1. Химия в профессиях, необходимых человеку: фармацевт, провизор, эксперт –
лаборант, эксперт по качеству потребительских товаров.
Профессии провизора и фармацевта. Порядок проведения анализов лекарственных
средств и их оформление. Приготовление и применение лекарственных сборов. Соки
растений – источники здоровья. Целебные яды растений.
Практическая работа №1. Приготовление лекарственных (витаминных,
успокоительных, тонизирующих) чаев.
Практическая работа №2. Приготовление растворов перманганата калия для
полоскания горла, для обработки ожогов. Приготовление изотонического и

гипертонического растворов хлорида натрия, водно-спиртового раствора йода, борной
кислоты.
Экскурсия в аптеку.
Тема 2. Химия в профессиях сферы обслуживания. Исследование свойств тканей из
синтетических, искусственных и натуральных волокон. Чистящие средства. Удаление
пятен: техника выведения пятен, пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от
ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.
Практическая работа №3. Удаление пятен различного происхождения.
Экскурсия в химчистку.
Планируемые результаты
Личностные результаты
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
программ среднего общего образования (личностным, метапредметным и предметным).
Научно-методической основой для разработки планируемых результатов освоения
программ среднего общего образования является системно-деятельностный подход.
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных
результатов освоения выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению;
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых
ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности
ценностно-смысловыми установками, присущими целостной системе химического
образования;
наличие правосознания экологической культуры и способности ставить цели и
строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с гуманистическими, социокультурными,
духовно-нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества,
принятыми в обществе нормами и правилами поведения, способствующими процессам
самопознания, саморазвития и нравственного становления личности обучающихся.
Личностные результаты освоения курса отражают сформированность опыта
познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации принятых в
обществе ценностей, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения
к закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных
проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических
экспериментов;

способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы
других при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной
химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического применения
химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений,
кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной химии;
) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций
нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной
жизни и в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности,
общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования,
будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных
интересов, способностей к химии, интересов и потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику
существования жизни на Земле;
понимания
глобального
характера
экологических
проблем,
влияния
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

осознания необходимости использования достижений химии для решения
вопросов рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умения
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения
активно противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об
окружающем мире как о единстве природы и человека, в познании природных
закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её
гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной
культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества –
сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии
медицины, обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни
каждого члена общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания,
используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания
для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём
изменений, умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и
имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для решения
проблем в реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными
потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне
среднего общего образования включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины
мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя,
вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза,

закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и
другие);
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и
социальной компетенции обучающихся;
способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и
социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными
познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.

планировать эксперимент, находить различные способы решения
экспериментальных задач;

наблюдать, описывать и делать выводы при выполнении
экспериментальных работ;

проводить реакции на ионы, с использованием методов качественного
и количественного анализа исследования состава веществ;

применять химические знания на практике при выполнении
исследовательских работ.
Предметные результаты

демонстрировать понимание возрастающей роли химии в решении
глобальных проблем человечества: продовольственной, экологической и
энергетической;

обобщать знания – теоретические (понятия, законы и теории химии)
и фактологические (сведения о неорганических и органических веществах и
процессах);

владеть определенными способами деятельности (составление
химических формул, уравнений, определение степени окисления химических
элементов, осуществление расчетов по формулам и уравнениям и другое);

воспроизводить стандартный алгоритм решения некоторых
качественных задач по химии (задач на идентификацию веществ, на
осуществление превращений веществ и получение веществ);

применять навыки безопасного обращения с лабораторным
оборудованием и реактивами.
Учебно-тематическое планирование
10 класс
№
п/п
1
2

Наименование разделов и
тем программы
Вводное занятие.
Тема 1. Роль химии в
профессиональной
деятельности человека.

Всего
2
16

Количество часов
Практические
Экскурсии
работы

2

4

Формы
контроля

Зачет по ТБ
Результаты
анкетирования

Отчет по
практической
работе
3

Тема 2. Профессии, связанные
с химическим производством.

16

4

4

итого

34

6

8

11 класс
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Количество часов
Практические
Экскурсии
работы

1
2

Вводное занятие.
Тема 1. Химия в профессиях,
необходимых человеку

2
15

4

2

3

Тема 2. Химия в профессиях
сферы обслуживания.

15

3

2

4

Итоговое занятие. Защита
проектов: «Мое место в мире
химических специальностей».

2

итого

34

6

8

Формы
контроля

Зачет по ТБ
Отчет по
практической
работе
Отчет по
практической
работе
Зачет

Способы оценки планируемых результатов
Входной контроль осуществляется в начале обучения в виде собеседования,
текущий контроль проводится в ходе бесед и практических работ на занятиях. На
практических работах проверяются умения и навыки работы с химическими
веществами и приборами. Итоговый контроль – защита проектов по выбранной
профессии.
Оценивание обучающихся предполагается по результатам их отчётов за
проделанные практические работы и защиту проекта - «зачтено»/ «не зачтено».
Формы проведения занятий: лекция, практическая работа, лабораторные опыты,
экскурсия, защита творческих работ.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая,
парная.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

опорные схемы, тексты заданий;

справочно-информационная таблица «Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева»;

таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;

руководство для лабораторных опытов и практических занятий по
химии;

набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента;

нагревательные приборы;

наборы химических реактивов для проведения практических работ.

коллекции: «Металлы и сплавы», «Волокна», «Каучук»,
«Пластмассы», «Стекло и изделия из стекла».

мультимедийное оборудование;

электронное издание «Виртуальная химическая лаборатория»;

«Открытая Химия 2.5»;

выход в Интернет.


Методические материалы для учителя
1.
Бурицкая Н.Н. Политехническое образование и профориентация
учащихся в процессе обучения химии. – М.: Просвещение,1983г.
2.
Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой
промышленности и быту. Журнал «Химия. Все для учителя» №7, 2011г.
3.
Волков В. Н., Солодова Р. И., Волкова Л. А. Определение качества
молока и молочных продуктов // Химия в школе. – 2002г. – № 1.
4.
Воскресенский П.И. Неймак А.М. Основы химического анализа.
Пособие для учащихся. – М. Просвещение,1977г.
5.
Климов Е. А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат,1974.
6.
Маршанова Г.Л.Техника безопасности в школьной лаборатории:
сборник инструкций и рекомендаций. М.: АРКТИ, 2002г.
7.
Петрова Д.В., Тургенева М.В. Потребляй, но проверяй. Методическое
пособие из серии «Искусство ведения здорового образа жизни». – Отрадный,
2006г.
8.
Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной
жизни». – М.: «Аркти», 1999г.
9.
Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию. – М.: Просвещение, 1991г.
10. Практикум по общей и неорганической химии / Под ред. Н. Н.
Павлова, В. И. Фролова. - М.: Дрофа, 2002г.
11. Речкалова Н. И., Сысоева Л. И. Какую воду мы пьем // Химия в
школе. – 2004г. – № 3.
12. Солдатенков А. Т. Основы органической химии лекарственных
веществ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Химия, 2003г.
13. Сопова А. С. Химия и лекарственные вещества. – Л., 1982гг.
14. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Домашняя химия. Химия
в быту и на каждый день. – М.: РЭТ, 2001г.
Интернет – ресурсы:

http://www.moeobrazovanie.ru/professions_himik.html

http://testoteka.narod.ru/prof/1/04.html

http://www.proforientator.ru/tests

http://www.specialist.ru/center/usefulinformation/choosing-strategy

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/;

http://alhimikov.net/;

http://www.hemi.nsu.ru/;

http://www.mari-el.ru/mmlab/index.shtml.

Приложение 1
Оценочные материалы для оценки практических работ
Практическая работа №1.
Стимул
Анализ водопроводной воды.
Задачная
формулировка

Источник

Приготовьте пробы воды и определите:
1) запах воды и его интенсивность, вкус воды;
2) наличие растворенных солей, аммиака в воде, соединений
двухвалентного
и трехвалентного железа, нитратов.
Физические и химические свойства воды.

Бланк ответа

Показатели

Объект исследования

Прозрачность
Запах
Вкус
Соли
Аммиак
Трехвалентное железо
Двухвалентное железо
Нитраты
Инструмент
проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;
1 балл – практическая работа выполнена на 50%;
2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа №2:
Стимул
Докажите экспериментально, что картофель содержит крахмал.
Задачная
формулировка

Источник

Соберите прибор, необходимый для получения крахмала из картофеля,
прокипятите раствор до полного растворения (гидролиза) крахмала,
нейтрализуйте серную кислоту (катализатор) с помощью карбоната
кальция; отфильтруйте остатки картофеля и выпавший осадок
сульфата кальция.
Отлейте в пробирку немного фильтрата и проведите реакцию,
доказывающую, что получена глюкоза, осуществив реакцию
«серебряного зеркала» или с помощью гидроксида меди при
нагревании. Еще немного фильтрата перелейте в тигель и упарьте
раствор до появления белых кристаллов глюкозы.
Химические свойства крахмала и глюкозы – качественные реакции.

Инструмент
проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;
1 балл – практическая работа выполнена на 50%;
2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа №3.
Стимул
Оцените качества коровьего молока, чтобы познакомиться с работой
эксперта-лаборанта по анализу пищевых продуктов.
Задачная
Определите
формулировка
1) органолептические показатели молока: внешний вид, цвет,
консистенцию, запах, и вкус;
2) физико-химические показатели молока: степень чистоты,
кислотность, количество белка, крахмала и пероксида водорода.
Источник
Физические и химические свойства молока
Бланк ответа

Показатели

Сорт молока

Результаты
исследований

Внешний вид
Цвет
Консистенция
Вкус
Степень чистоты
Кислотность
Количество белка
Наличие крахмала

Инструмент
проверки

Наличие
пероксида
водорода
0 баллов – практическая работа не выполнена;
1 балл – практическая работа выполнена на 50%;
2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа №4.
Стимул
Вам необходимо приготовить лекарственный (витаминный,
успокоительный, тонизирующий) чай для своих членов семьи.
Задачная
Заварите лекарственный сбор в фарфоровом (или глиняном) чайнике.
формулировка
Вода должна быть закипевшей «белым ключом». Если чай делается не
только из листьев, а и из сушеных ягод, то их перед завариванием
нужно раздробить. Кипятить витаминный чай не рекомендуют, ведь
при высоких температурах травы отдают много полезных веществ.

Чтобы получить более насыщенный вкус, можно в течение 3-4-х минут
подержать заваренную смесь на водяной бане.
Источник

Целебные свойства чая из лечебных трав и плодов.

Инструмент
проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;
1 балл – практическая работа выполнена на 50%;
2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа 5.
Стимул
Вам необходимо научиться готовить в домашних условиях для
оказания первой медицинской помощи членам своей семьи:
1) раствор перманганата калия, водно-спиртового раствора йода,
борной кислоты (для полоскания горла, для обработки ожогов);
2) изотонический (для коррекции состояния при обезвоживании) и
гипертонического растворов хлорида натрия (для лечения гнойных
ран, заболеваниях верхних дыхательных путей).
Задачная
Для обработки ожога растворите 2г перманганата калия в 100мл воды.
формулировка
Для обработки глубоких ран приготовьте 5% раствор, т. е. 5г соли
растворите в 100мл воды.
Чтобы провести полоскание
горла 0,01–0,1% раствором
марганцовокислого калия - в стакан с теплой водой добавьте
кристаллики марганцовки, тщательно растворяя до того, как жидкость
станет бледно-розовой.
Для приготовления изотонического раствора из хлорида
натрия необходимо нужно взять 9 г на 1000 мл раствора, чтобы
концентрация раствора составила 0,9%.
5%-го гипертонический раствор означает, что в 100 мл воды следует
растворить 5 граммов соли.
Источник
Химические свойства данных соединений.
Инструмент
проверки

0 баллов – практическая работа не выполнена;
1 балл – практическая работа выполнена на 50%;
2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Практическая работа 6.
Стимул
Вам необходимо удалить пятна различного происхождения в
домашних условиях, не прибегая к услугам химчистки.
Задачная
1. Нанесите на выданные вам образцы тканей (шерстяная,
формулировка хлопчатобумажная, шелковая, ацетатная) пятна: майонезом,
растительным маслом, ржавчиной, чернилами, губной помадой,
парафином, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом.
2. Пользуясь инструкцией и соблюдением правил по технике
безопасности, приступите к выведению нанесенных пятен.
3. Нанесите немного ацетона на разные виды тканей. Сделайте вывод о
целесообразности применения ацетона для выведения пятен.

Источник

Действие химических веществ на различные виды тканей.

Бланк ответа

Виды пятен
Способ удаления
Жирные и масляные
Пятна от йодной настойки
Цветные пятна органического
происхождения
Чернильные капли
Пятна от ржавчины
0 баллов – практическая работа не выполнена;
1 балл – практическая работа выполнена на 50%;
2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

Инструмент
проверки

Приложение 2
Критерии оценивания проектов
Критерии оценки содержания
Соблюдение авторами структуры проекта
Использование в проекте различных источников информации
(словари, энциклопедии, научная литература, Интернет-ресурсы)
Использование в проекте разнообразных форм представления
информации
(схемы, графики, таблицы, карты, иллюстрации, фотографии…)
Стилистическая грамотность (отсутствие орфографических и
пунктуационных ошибок)
Доступность представленной в проекте информации
Наличие у авторов проекта собственной позиции на
рассматриваемые события и явления
Критерии оценки дизайна
Соблюдение единого стиля оформления презентации
Соответствие содержания изображению
Сочетание фона с графическими элементами и текстом
Общее количество баллов
Оценка отдельных параметров:
5 - отлично
2 - требуется доработка
4 - хорошо
1 - плохо
3 - средне

Количество
баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».