Занимательная грамматика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальный округ Первоуральск
МАОУ «СОШ № 2»

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 203
от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Занимательная грамматика»

для обучающихся 2- 4 классов

Первоуральск,
2025 год

Пояснительная записка
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития
учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма,
развитой речи. Учебный курс «Занимательная грамматика» занимает важное
место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить
детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные
сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие
школьников.
Цель курса: расширение, углубление у младших школьников знаний по
русскому языку, демонстрация учащимся представления о том, что
грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а
увлекательное путешествие по русскому языку.
Учебный курс «Занимательная грамматика» для учащихся 2–4-х
классов ставит ряд задач.
Обучающие:
- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;
- пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
- развивать мотивацию к изучению русского языка;
- развивать творчество и обогащать словарный запас;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру обращения с книгой;
- формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру
мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса
основывается на следующих принципах: занимательность; научность;
сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с
практикой; индивидуальный подход к учащимся.
Учебный
курс
позволяет
наиболее
успешно
применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей,
более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы
учащихся. В отличие от классных занятий, на занятиях учащиеся мало пишут
и много говорят.
Формы проведения занятий: лекции; практические занятия с
элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
ход занятий: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
На каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая,
практическая.
Основные методы и технологии: технология разноуровневого
обучения, развивающее обучения, технология обучения в сотрудничестве,
информационно- коммуникационная технология. Выбор технологий и
методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации
обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных
качеств школьника.
Включение элементов занимательности является обязательным для
занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение
игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей
роли занятий по занимательной грамматике. В отборе материала к занятиям
учитель ориентируется на связи с программным материалом по русскому
языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между
уровнями образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных
интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения
грамматики школьники увидят «волшебство знакомых слов»; осознают, что
обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к
занимательной грамматике пробуждает у учащихся стремление расширить
свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание
русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных
предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая
познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях
обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи
учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности
русского языка как учебного предмета реализуются в большей мере за счёт
усиления работы по воспитанию у младших школьников этических норм
речевого поведения.
Работа по воспитанию этики общения ведется с младшими
школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях
используются ролевые игры. Работа по воспитанию правильного речевого
поведения проводится на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная
грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и
развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и
закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на
уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и
обучения. Дидактический материал в большинстве своем дается в
стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и

запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их
любить и чувствовать родной язык.
Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
40 минут во 2-4 классах.
Непременным методическим условием при выборе форм является
возможность проверить полученный результат. Форма аттестации также
учитывает возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные
особенности.
Содержание программы предполагает формы контроля:
собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные
работы, практические работы, интеллектуальные состязания, конкурсы,
олимпиады.
Виды контроля:
Текущий - это оценка качества усвоения учащимися содержания
образовательной программы в период обучения.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 7050%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; выполняет
практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений
и навыков; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические
задания.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- журнал посещаемости,
- дипломы, грамоты,
- готовые творческие работы,
- результаты участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Оценочные материалы:
1. Тренировочные тесты по темам
2. Олимпиадные задания
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися
содержания образовательной программы по итогам учебного периода (этапа,
года обучения). Формой промежуточной аттестации является защита
проекта.

Содержание учебного курса
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
2 класс
Тема 1. Как обходились без письма? (1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле
«медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее.
Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена. (1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как
было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица
или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема. (2 ч.)
Звуки-смыслоразличители.
Игра
«Наперегонки».
Стихотворение
Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами.
Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы? (2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки».
Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя
Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы.
Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы –
актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из
сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая
зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы. (1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной
позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные
упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода
законов».
Тема 14. На сцене гласные. (1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без
хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами». (1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не
всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные
упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие. (1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.
Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных. (2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное
правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце»
С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция». (2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления
самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по
самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра
«Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность. (1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных
произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки
«напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем. (1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра
«Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова? (1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке.
Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу. (2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением
С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма.
Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках.
«Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-).
Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники». (1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра
«Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные
упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями? (2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания.
Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами.
Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют
согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!» (2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч».
Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов.
Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни. (1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём.
Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада. (1ч.)
3 класс
Тема 1. Сказочное царство слов. (1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений
устного народного творчества показывается богатство русского языка,
народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и
поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья».
Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета».
Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова».
Игра «Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов. (2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить
«сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра
«Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных
слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов
– родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с
необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений словродственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа
со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы
здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста
древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке. (2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском
языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли
слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки
слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А.
Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы».
Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов
в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».
Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные
слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли
антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина
«Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор
«крылатых выражений» в названиях текста.
Работа с выражениями,
употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со
стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни
пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены
орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П.
Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по
заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе,
о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их
анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к
русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.
Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над
текстами художественной литературы и произведений устного народного
творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный
диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и
иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами,
использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод
понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим,
актер- терка).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и
разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена. (1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое
имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы»,
«Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.) Командное соревнование на проверку
знаний по русскому языку.
4 класс

Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия? (1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и
расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с
понятиями
«орфоэпия»,
«орфография».
Обучение
правильному
произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с
историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.
Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3.
Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой,
правилами чтения и записи
транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление
транскрипций.
Тема 4.
Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство
с
фонетическими
явлениями
«звукозапись»,
«звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация»,
«ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5.
Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с
произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими
словами.
Тема 6.
«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.
Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».
Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями.
Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний
разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме
«Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с
термином «лексика», и лексическим значением слов.
Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного
запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с
лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной
статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей.
Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами.
Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у
слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и словомонимов».

Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с
различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в
русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной
статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков
многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое
и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?»
О словарях, которые
рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи
этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и
историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 14. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словамисинонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится
понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими
словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о
словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и
поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие
«фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении
фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А.
Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря
иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со
словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и
капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем.
Сравнение значения слов.
Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина.
Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».
Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 21. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение
афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа
по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С.
Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и
«окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских
неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова, уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со
словами- новичками.
Работа над пониманием и умение правильно
употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды
архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина».
Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого
словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с
историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере
произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов
и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в
устной и письменной речи.
Тема 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковойпаронимии. Рассматриваются
виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами
словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением
правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о
значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря.
Рассматривается значение этимологического словаря, история
происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и
«запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками
животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования
омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 32. Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с
этимологическим словарем.
Тема 33. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.
Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений
фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании
и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета.
Вводится понятие «метафорическая номинация».
Планируемые результаты освоения учебного курса
2-й класс
Личностные результаты:
1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
4. обращать внимание на особенности устных и письменных
высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и
знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный
знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
3. учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
2. слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
3. выразительно читать и пересказывать текст;
4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты

1. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
2. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
3. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
5. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
6. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
7. интерес к изучению языка;
8. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
1. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
2. пользоваться словарями, справочниками;
3. осуществлять анализ и синтез;
4. устанавливать причинно-следственные связи;
5. строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
1. адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
2. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
3. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
4. договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
5. задавать вопросы.

№

1

2
3
4-5

6-8

9
10

1112

13

14

15

16

1718

Тематическое планирование
2 класс
Тема занятия
Кол-во
Электронные
часов
(цифровые) образовательные
ресурсы
Как обходились без
1
https://uchitelya.com/russkiyписьма?
yazyk/132466-prezentaciya-istoriyavozniknoveniya-pisma.html
Древние письмена.
1
https://ppt4web.ru/nachalnajashkola/drevnjaja-pismennost.html
Как возникла наша
1
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia
письменность?
-vozniknovieniie-pis-miennosti-1.html
Меня зовут Фонема.
2
https://infourok.ru/zanimatelnayagrammatika-menya-zovut-fonema2049003.html
Для всех ли фонем
2
https://infourok.ru/prezentaciya-kесть буквы?
uroku-russkogo-yazika-klasspravopisanie-pristavok-i-predlogov652321.html
«Ошибкоопасные»
1
https://ppt-online.org/924020
места
Тайны фонемы
1
https://uchitelya.com/russkiyyazyk/144319-prezentaciya-fonetikatayny-soglasnyh-fonem.html
Опасные согласные
2
https://infourok.ru/prezentaciya-povneurochnoy-deyatelnosti-put-kgramotnosti-zanyatie-fonemi582079.html
На сцене гласные
1
https://videouroki.net/razrabotki/priezi
entatsiia-k-uroku-russkogho-iazykuglasnyie-zvuki-i-bukvy.html
«Фонемы
1
https://intolimp.org/publication/fakulповелевают
tativnoie-zaniatiie-zanimatiel-naiaбуквами»
ghrammatika-na-tiemu-foniemypovieliev.html
Когда ь пишется, а
1
https://uchitelya.com/russkiyкогда не пишется?
yazyk/123512-prezentaciyapravopisanie-slov-s-2-klass.html
Ваши старые
1
https://obrazovanieзнакомые
gid.ru/konspekty/vashi-staryeznakomye-konspekt-uroka-2klass.html
Правила о
2
https://uchitelya.com/russkiyнепроизносимых
yazyk/22790-prezentaciyaсогласных
pravopisanie-neproiznosimyh-

1920
21

Волшебное средство
– «самоинструкция»
Строительная работа
морфем

2

2223

Где же хранятся
слова?

2

2425
2627

Поговорим о всех
приставках сразу
Слова –
«родственники»

2

2830

Кто командует
корнями?

3

3132

«Не лезьте за словом
в карман!»

2

33

«Пересаженные»
корни

1

34

Итоговое занятие

1

soglasnyh-2-klass.html
http://www.myshared.ru/slide/580627

1

https://infourok.ru/vneurochnoezanyatie-stroitelnaya-rabota-morfem4121911.html
https://klassnye-chasy.ru/prezentaciiprezentaciya/russkiy-yazyk-porusskomu-yazyku/vo-2-klasse/gdehranyatsya-slova
http://www.myshared.ru/slide/1192297
/
https://infourok.ru/prezentaciya-kvneurochnomu-zanyatiyu-slovarodstvenniki-2-klass-5609716.html
https://uchitelya.com/russkiyyazyk/104920-prezentaciya-v-carstvekorney-2-klass.html
https://stylishbag.ru/17-foto/ne-lezteza-slovom-v-karman-2-klassvneurochnaya-deyatelnostprezentaciya.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2015/02/26/peresazhennyekorni
https://findslide.org/uncategorized/zani
matelnaya-grammatika-prezentatsiyak-uroku-2-3

2

Итого 34 часа
3 класс
№

Тема занятия

Колво
часо
в

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

1

Сказочное царство слов.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-skazochnogo-carstvo-slov1928420.html

2-3

Путешествие в страну
Слов.

2

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2022/01/11/puteshestvie-v-

stranu-slov
4-5

Чудесные превращения
слов.

2

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-skazochnogo-carstvo-slov1928420.html

6 -7

В гостях у словродственников.

2

https://infourok.ru/prezentaciyav_gosti
_k_slovam__rodstvennikam._pochemu
_ih_tak_nazvali-105837.htm

8- 9

Добрые слова.

2

https://infourok.ru/prezentaciyav_gosti
_k_slovam__rodstvennikam._pochemu
_ih_tak_nazvali-105837.htm

10

Экскурсия в прошлое.
Устаревшие слова.

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2019/06/19/ekskursiya-vproshloe-ustarevshie-slova

1112

Новые слова в русском
языке.

2

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yaziku-ustarevshie-slova3777961.html

13

Встреча с зарубежными
друзьями.

1

https://ppt-online.org/786244

1415

Синонимы в русском
языке.

2

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yaziku-sinonimi-klass3146254.html

16

Слова - антонимы.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-antonimy-4705861.html

17

Слова - омонимы.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yaziku-na-temu-omonimiklass-473351.html

18

Крылатые слова.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-povneurochnoy-deyatelnosti-krilatievirazheniya-klass-2123375.html

1920

В королевстве ошибок.

2

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiyapo-vneurochnoy-deyatelnosti-vkorolevstve-oshibok-3898926.html

2122

В стране Сочинителей.

2

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiyapo-vneurochnoy-deyatelnosti3935345.html

2324

Искусство красноречия.

2

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiyapo-vneurochnoy-deyatelnosti3935345.html

25

Праздник творчества и
игры.

1

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiyaprazdnik-tvorchestva-i-igri-povneurochnoy-deyatelnosti2752901.html

2627

Трудные слова.

2

https://infourok.ru/urok-russkogoyazika-po-teme-slozhnie-slova-klass3170596.html

2829

Анаграммы и
метаграммы.

2

3031

Шарады и логогрифы.

2

https://infourok.ru/prezentaciya_sharad
y._metagrammy._logogrify350117.htm

32

Откуда пришли наши
имена.

1

https://infourok.ru/prezentaciyazanyatiya-na-temu-otkuda-prishlinashi-imena-2877624.html

33

Занимательное
слообразование.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-russkogo-yazika-klass-temaslovo-slovoobrazovanie-1986966.html

34

КВН по русскому языку.

1

https://ped-kopilka.ru/nachalnajashkola/igry-dlja-uchaschihsjanachalnyh-klasov/kvn-po-ruskomujazyku-3-klas-s-otvetami.html

Итого 34 часа
4 класс
№

Тема занятия

Кол
-во
час.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Фонетика и орфоэпия
часов)

(7

1

Что такое орфоэпия?

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yazyku-na-temu-orfoepiya6046405.html

2

Что такое фонография
или звукозапись?

1

https://infourok.ru/chto-takoefonografiya-ili-zvukozapis314166.html

3

Звуки не буквы!

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yazyku-na-temu-povtoreniepo-razdelu-zvuki-i-bukvy4334036.html

4

Звучащая строка.

1

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiyakursa-zanimatelnaya-grammatikaklass-zvuchaschaya-stroka2152113.html

5

Банты и шарфы.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yaziku-na-temu-banti-isharfi-normi-proiznosheniya-klass1254717.html

6

«Пигмалион» учит
орфоэпии.

1

https://infourok.ru/tema-banty-isharfy-pigmalion-uchit-orfoepii4212311.html

7

Кис- кис! Мяу!, или Коечто о звукоподражаниях.

1

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/
presentacii/urok-na-tiemumiezhdomietiia-zvukopodrazhatielnyie-slova

Лексикология (27 часов)
8

Имена вещей.

1

https://infourok.ru/imena-vescheyklass-veselaya-grammatika1277317.html

9

О словарях
энциклопедических и
лингвистических.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yazyku-slovari-dlya-4klassa-5570246.html

10

В царстве смыслов
много дорог.

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2018/11/16/konspekt-uroka-porusskomu-yazyku-v-tsarstve-smyslov

11

Как и почему
появляются новые
слова?

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yaziku-mnogo-li-slov-vyazike-i-pochemu-poyavlyayutsyanovie-slova-klass-2435649.html

12

Многозначность слова.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-russkogo-yazikamnogoznachnie-slova-klass-umkperspektiva-2569783.html

13

«Откуда катится
каракатица?» О
словарях, которые
рассказывают об
истории слов.

1

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/
uroki/vnieurochnoie-zaniatiie-otkudakatitsia-karakatitsa

14

Об одном и том же разными словами.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-na-temu-mozhno-li-ob-odnom-itom-zhe-skazat-po-raznomu5839704.html

15

Как возникают названия.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yaziku-na-temu-pochemu-vyazike-odni-slova-voznikayut-adrugie-ischezayut-klass-1850406.html

16

Слова – антиподы.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yaziku-po-vneurochnoydeyatelnosti-po-teme-slova-antonimiklass-904802.html

17

Фразеологические
обороты.

1

https://infourok.ru/prezentaciya_po_ru
sskomu_yazyku_frazeologizmy_4_kla
ss-128912.htm

18

Словари «чужих» слов.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-kfakultativnomu-zanyatiyu-kursa-vmire-slov-slovari-chuzhih-slov-

807397.html
19

Капитан и капуста.

1

https://infourok.ru/kapusta-i-kapitanyavlyayutsya-li-eti-slovarodstvennimi-2780857.html

20

«Он весь свободы
торжество».

1

https://infourok.ru/prezentaciya-izadaniya-dlya-uchaschihsya-k-urokuposvyaschennomu-pervomuvpechatleniyu-ot-znakomstva-sbiografiey-aabloka-1484496.html

21

Мы говорим его
стихами.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-na-temu-stihirusskih-poetov-o-rodine-4-klass4055275.html

22

Слова, придуманные
писателями.

1

https://infourok.ru/slova-pridumannierusskimi-pisatelyamiprezentaciyabeseda-po-etimologiislov-3482670.html

23

Слова уходящие и слова
– новички.

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2019/01/23/prezentatsiya-porusskomu-yazyku

24

Словарь языка Пушкина.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-poteme-slovar-pushkina-2649606.html

25

Смуглая Чернавка.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yazyku-4-klass-21-vek-123urok-slozhnye-predlozheniya5256544.html

26

Паронимы, или
«ошибкоопасные слова».

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yazyku-paronimy-4-klass6073403.html

27

Ошибка Колумба.
«Ложные друзья
переводчика».

1

https://ppt-online.org/579113

28

Какой словарь поможет

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-

избежать ошибок?

shkola/russkiiyazyk/2017/11/20/konspekt-zanyatiyakursa-zanimatelnaya-grammatika-poteme

29

Словарь- грамотей.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yazyku-slovari-dlya-4klassa-5570246.html

30

Научная этимология.

1

https://videouroki.net/razrabotki/preze
ntatsiya-po-russkomu-yazykuudivitelnaya-nauka-etimologiya.html

31

Какие бывают имена?

1

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-russkogo-yazika-klassnesklonyaemie-imena-suschestvitelnie3948362.html

32

Древнерусские имена.

1

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia
-k-uroku-russkiie-imiena.html

33

Отчество и фамилия.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-yazyku-na-temu-otkudaimena-familii-i-otchestva4058464.html

34

Надо ли останавливаться
перед зеброй?

1

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/
presentacii/priezientatsiia-porusskomu-iazyku-v-4-klassie-ighrakonkurs-zanimatiel-naia-ghrammatika

Итого 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».