МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальный округ Первоуральск
МАОУ «СОШ № 2»
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 203
от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Детская фантазия»
для обучающихся 1 классов
Первоуральск,
2025 год
Пояснительная записка
Программа курса «Детская фантазия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования по направлению развития личности ребёнка –
художественно – эстетическая творческая деятельность.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной
деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию
художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и
художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно
способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что
«является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Содержание программы «Детская фантазия» связано с другими учебными предметами (изобразительного искусства,
технологии) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями
декоративно-прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика. Большое внимание уделяется творческим
заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно-прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественнообразных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных
художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
Цель программы:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративноприкладного искусства.
- формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и
самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
- расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно-прикладным
искусством;
- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение,
самостоятельное мышление;
- воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей
младшего школьного возраста.
Данная программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Основной формой работы являются практические занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы
организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием
компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность,
которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят
деятельность и повышают интерес детей.
Содержание программы «Детская фантазия»
Программа направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о
простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (природный материал, пластилин, цветная
бумага и картон, вата, салфетки, ватные диски и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного
искусства, изготовление простейших декоративно-художественных изделий, дети учатся организации своего рабочего
места.
1. Введение – 1 час
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях, материалами и инструментами. Инструктаж по правилам
техники безопасности
2. Природная мастерская – 4 часов
Сбор природного материала. Знакомство с правилами сбора, сушки и хранения природного материала. Выполнение
аппликация из природного материала и поделок из природного материала. Создание композиции из листьев, сюжетных
картин.
3. Аппликация из бумаги – 7 часов
Знакомство с аппликацией. Понятия «плоскостная» и «объемная» аппликации и технологии их выполнения. Выполнение
объемной аппликации, обрывной аппликации, работ из геометрических фигур. Закрепление работ с шаблонами, с
техникой вырезание по контуру, простое силуэтное вырезание. Повторение вырезание по прямой, косой, по кругу.
4. Поделки из бросового материала – 3 часа
Применение бросового материала для поделок, эстетичное оформление работы.
5. Пластилинография и лепка – 7 часов
Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Работа в технике мазков
пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Создание рельефа, рисование и
раскрашивание пластилином. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков
работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Деление целого на части при помощи стеки.
Способы создания узоров на пластилиновой основе.
6. Бумагопластика – 5 часов
Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги, комочков из салфеток, бумаги сложенной
техникой гармошки. Объемные аппликации из бумажных полосок.
8. Оригами – 3 часа
Знакомство с историей оригами. Знакомство с условными обозначениями. Складывание фигурок из квадратов и
прямоугольников. Складывание животных из бумаги.
5. Итоговое занятие – 1 час
Повторение пройденного материала, закрепление разных техник работы с бумагой, пластилином, природным и
бросовым материалом.
Планируемые результаты освоения курса
Освоение детьми программы «Детская фантазия» направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного
искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность,
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой
жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности,
осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально-ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль
на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия
как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно-творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы
средствами декоративно-прикладного творчества.
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или
предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и
общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративноприкладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным
произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и
взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности,
как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в
выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические – по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с
участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в
различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты
собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Тематическое планирование
Номер
раздела
Название разделов
Количество часов
1.
Введение: правила техники безопасности
1
2.
Природная мастерская
4
3.
Аппликация из бумаги
7
4.
Пластилинография
6
5
Оригами
2
6.
Бумагопластика
8
7.
Поделки из бросового материала
4
8.
Итоговое занятие
1
Итого:
33
Тематическое планирование
1 год обучения (1 час в неделю)
Номер
раздела,
темы
1
2
3
Название разделов и тем
Количество
часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Введение: правила техники безопасности
1
Знакомство
с
программой,
темами,
материалом
Природная мастерская
4
Аппликация из листьев «Лес»
1
https://multiurok.ru/files/zaniatiie-vnieurochnoi-dieiatiel-nostitiekhnika-b.html?ysclid=lpr33sclie470723066
Аппликация из листьев «Аквариум»
1
Аппликация из листьев «Животные»
1
Поделка из шишек
1
https://ped-kopilka.ru/blogs/ostanina/aplikacija-iz-suhih-listevakvarium-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-master-klas-sposhagovym-foto.html?ysclid=lppq0s51rf352859502
https://masterclassy.ru/podelki/detskie-podelki/3429-applikaciyazhivotnye-iz-listev.html
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2431927-okruzhajuschij-mir1-klass-kak-smasterit-iz-shishek-zabavnuju-figurku.html
Аппликация и поделки из бумаги
7
Поделка из картона, пряжи и цветной бумаги 1
«Осеннее дерево»
Аппликация объемная «Зонтик с листьями» 1
Объемная и обрывная аппликация «Ёжик»
1
Аппликация из геометрических фигур
1
https://yandex.ru/video/preview/11764596867178220208
https://yandex.ru/video/preview/11058115169842425170
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/2021/05/10/konspekt-uroka-tehnologii-otkrytkaosenniy-zontik-umk
https://rutube.ru/shorts/319a49c60a89d295962711bed8297ab2/
https://ppt4web.ru/tekhnologija/applikacija-na-temu-zimaklass.html?ysclid=lpr21hy7sf814648346
4
5
Обрывная аппликация «Наступает зима»
1
Аппликация объемная «Варежка»
1
Аппликация «Открытка маме»
1
Поделки из бросового материала
Поделка из ватных палочек «Зима»
4
1
Поделка из втулки «Звери»
1
Поделка из ватных дисков «Дед Мороз»
1
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-aplikaci-ded-moroziz-vatnyh-diskov.html
«Снежинка» из салфеток
1
https://ru.pinterest.com/pin/492649953956724/
Пластилинография и лепка
Пластилинография «Елка»
6
1
Пластилинография «Зимний пейзаж»
1
Пластилинография «Зимнее
завитков пластилина»
Лепка «Лесные жители»
Лепка «Осьминог»
Пластилинография
открытка
Защитнику Отечества»
дерево
из 1
1
1
«Подарок 1
https://moyamamma.ru/obryvnaya-applikatsiyazima?ysclid=lpr1y9opr4230333233
https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-k-uroku-tekhnologiinovogodniaia-otk.html?ysclid=lpr1qdnlz8567068978
https://uchitelya.com/tehnologiya/143377-prezentaciya-obemnayaotkrytka-ko-dnyu-mamy.html
https://www.maam.ru/detskijsad/zimnja-aplikacija-iz-vatnyhpalochek.html?ysclid=lpr1j2b5an557559779
https://ru.pinterest.com/ideas/животные-из-туалетнойвтулки/909808074713/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-plastilinovayayolochka-plastilinografiya-2394427.html?ysclid=lpr282ynis426857712
https://moyamamma.ru/applikatsiya-zimniy-peyzazh-izplastilina?ysclid=lpr2d5ln2y92888206
https://rutube.ru/video/8bad1b5bc4b79eec3efe35b8e78b0fef/
https://urok.1sept.ru/articles/618139?ysclid=lpr2enlocr824724687
https://yandex.ru/video/preview/6827580978958846971
https://multiurok.ru/files/rabota-s-plastilinom-podelka-k-23fevralia.html?ysclid=lpr2gfcn4j392184040
6
Бумагопластика
Аппликация «Открытка для мамы»
8
1
Поделка «Подснежники»
1
Поделка из цветных полосок «Павлин»
1
Поделка из салфеток «Одуванчики»
1
Поделка из цветной бумаги и салфеток 1
«Космос»
Поделка из салфеток «Котенок из комочков» 1
8
9
Поделка «Голубь мира»
1
Поделка «Открытка ко Дню Победы»
1
Оригами
Аппликация с оригами «Аквариум»
2
1
Оригами «Зоопарк»
1
Итоговое занятие
1
https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-tehnologiyam/67744otkrytka-k-8-marta.html?ysclid=lpqy440wkf688403067
https://ru.pinterest.com/pin/easy-origami-tulip-card-11047961580234043/
https://7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/cvetnaya-bumaga/1039-pavlin-izbumazhnykh-polosok.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izgotovleniyu-cvetov-iz-salfetok4015603.html?ysclid=lpr15cr5xg96294771
https://ppt-online.org/1178551?ysclid=lpqza1ukx3111865662
https://infourok.ru/konspekt-po-tehnologii-applikaciya-kotenok-izsalfetok-2185338.html?ysclid=lpqzj33rx0154303460
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2020/04/06/konspekt-vneklassnogo-zanyatiya-po-origamigolubi
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-otkrytka-ko-dnyupobedy-v-tehnike-bumagoplastika.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-na-temu-origami-ribkaproektakvarium-klass-1852699.html?ysclid=lpqx69dlfn14278150
https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-na-temu-origamizoopark-1-2-klass-4357058.html?ysclid=lpqxpdc2y940477334
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-pokonstruirovaniyu-iz-bumagi-origamibabochka.html?ysclid=lpr31p5c62465647320