Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано.
Рекомендовано к использованию.
Утверждено.
Протокол ПМО
Протокол педагогического совета
Приказом
от 27.08.2020 № 1
от 31.08.2020 № 1
от 31.08.2020 № 258
Рабочая программа
коррекционного курса «Математика»
5 - 9 классы
уровень основного общего образования
Первоуральск, 2020 г.
Пояснительная записка.
Настоящая коррекционная рабочая программа по русскому языку составлена на
основе следующих документов, программ и рекомендаций:
1.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ;
2.
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства
образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по
учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Федеральный
3.
компонент
государственного
образовательного
стандарта,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Федеральная примерная программа основного общего образования по математике,
4.
созданная на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта;
Федеральный
5.
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию;
6.
Авторская программа Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др.;
7.
Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе».
Москва. «ВАКО». 2009., 128 с.;
С.Е.Степурина «Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения 5
8.
– 9 кл.». Изд. «Учитель».2015, 121 с.;
Т.В.Алышева, Г.В.Васенков, В.В.Воронкова и др. «Олигофренопедагогика».
9.
Учеб.пособие для вузов. Изд. «Дрофа».2012., 397 с.;
В процессе обучения детей с задержкой психического развития по математике
реализуются следующие коррекционные задачи:
I.
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания математических законов.
2. Овладения учащимися умений вычислять, чертить, различать, сравнивать и применять
усвоенные знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и
раздаточным материалом.
II.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств думающей и легко адаптирующейся личности.
2. Воспитание положительных качеств, таких как честность, настойчивость, отзывчивость,
самостоятельность.
3. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения
к своему здоровью и жизни.
III.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках математики.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости
внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
-
Развитие абстрактных математических понятий;
-
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
-
Развитие пространственных представлений и ориентации;
-
Развитие основных мыслительных операций;
-
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-
Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
-
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
А так же работа направлена на коррекцию общеучебных умений, навыков и
способов деятельности, приобретение опыта:
-
использования учебника, ориентирования в тексте и иллюстрациях
-
учебника;
-
соотнесения содержания иллюстративного материала с текстом учебника;
-
сравнения, обобщения, классификации;
-
установления причинно-следственных зависимостей;
-
планирования работы;
-
исследовательской деятельности;
-
использования терминологии.
В данной рабочей программе особое значение придается практической стороне
специального образования - развитию жизненной компетенции обучающихся. Компонент
жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже
сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни, для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
Математический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с
задержкой психического развития: они учатся анализировать, понимать причинноследственные зависимости, работать по алгоритму. Работа с символическими пособиями,
каким является математическая формула, геометрические фигуры способствует развитию
абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас
детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Математика как
учебный предмет для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития
обучающихся со сниженной мотивацией к познанию.
Участники программы: учащиеся с особыми образовательными потребностями
(5-9 класс).
Время и место проведения: 1 раз в неделю, кабинет индивидуальной работы.
Методы работы:
-
объяснительно - иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
-
репродуктивный метод ( воспроизведение и применение информации);
-
метод проблемного изложения ( постановка проблемы и показ пути её решения);
-
практический.
Используются такие формы организации деятельности: как фронтальный опрос,
групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др.
учебными пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими
материалами и рабочими тетрадями.
Технологии обучения: здоровьесберегающие, игровые, проблемно – поисковые,
личностно-ориентированные,
технология
дифференцированного обучения, ИКТ
(используются элементы технологий).
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе
наблюдения освоения обучающимися программы):
-
устойчивая личная положительная динамика в освоении предметной области
«Математика»;
-
повышение коммуникативной компетентности;
-
мотивация на саморазвитие.
Материально-техническое оснащение и оборудование.
Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а
также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями,
какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
-
тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
-
заготовленные задания педагога на каждое занятие.
Календарно-тематическое планирование 5 класс.
№
I.
1.
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Линии
2ч
Виды линий. Внутренняя и внешняя области. Прямая. Части
1
прямой. Ломаная.
2.
Прямая. Луч. Отрезок. Ломаная. Длина линий. Как сравнить два
1
отрезка.
Окружность. Окружность и круг. Радиус и диаметр окружности
II.
Натуральные числа
2ч
3.
Натуральный ряд. Координатная прямая.
1
4.
Округление натуральных чисел.
1
III.
Действия с натуральными числами
4ч
5.
Сложение натуральных чисел. Свойства нуля при сложении.
1
6.
Вычитание натуральных чисел как действие, обратное сложению.
1
7.
Умножение натуральных чисел. Свойства нуля и единицы при
1
умножении.
Деление
натуральных
чисел
как действие, обратное
умножению. Свойства нуля и единицы при делении.
8.
Правила порядка действий. Вычисление значений числовых
1
выражений.
IV.
9.
Использование свойств действий при вычислениях
Свойства сложения и умножения
Переместительное
10.
и
3ч
1
сочетательное свойства.
Умножение и деление
1
Распределительное свойство умножения относительно сложения.
11.
Решение текстовых задач арифметическим способом Задачи на
1
части. Задачи на уравнивание.
V.
Углы и многоугольники
2ч
12.
Угол. Биссектриса угла. Виды углов Измерение углов
1
Величины углов. Как измерить величину угла.
13.
Многоугольники. Периметр многоугольника. Диагональ
1
многоугольника. Выпуклые многоугольники.
VI.
Делимость чисел
4ч
14.
Делители и кратные .
1
15.
Простые и составные числа.
1
16.
Делители числа. Кратные.
1
17.
Признаки делимости.
1
Примеры деления, чисел с остатком.
VII.
Треугольники и четырехугольники
2ч
18.
Треугольники и их виды.
1
19.
Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника. Периметр
1
прямоугольника. Диагонали прямоугольника. Площадь фигуры.
Площадь прямоугольника.
VIII.
20.
Дроби
Доли и дроби.
3ч
1
Деление целого на доли. Что такое дробь. Правильные и
неправильные дроби.
21.
Основное свойство дроби. Равные дроби. Приведение дроби к
1
новому знаменателю. Сокращение дробей.
22.
Натуральные числа и дроби.
1
Деление и дроби. Представление натуральных чисел дробями.
IX.
23.
Действия с дробями
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
10ч
1
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
24.
Сложение и вычитание смешанных дробей.
1
25.
Выделение целой части из неправильной дроби и представление
1
смешанной дроби в виде неправильной.
26.
Правило умножения дробей.
1
27.
Умножение дроби на натуральное число и смешанную дробь.
1
28.
Взаимно обратные дроби.
1
29.
Правило деления дробей.
1
30.
Нахождение целого по его части. Нахождение части целого
1
31.
Вычисление значения числовых выражений, содержащих дроби.
1
32.
Вычисление значения числовых выражений, содержащих дроби.
1
X.
33.
Многогранники
1ч
Многогранники. Изображение пространственных тел.
1
Параллелепипед, куб, Пирамида.
XI.
34.
Таблицы и диаграммы
1ч
Чтение и составление таблиц.
Столбчатые диаграммы,
1
чтение и построение диаграмм.
Круговые диаграммы, чтение круговых диаграмм.
Календарно-тематическое планирование 6 класс.
№
I.
Раздел, тема урока
Дроби и проценты
Кол-во часов
4ч
1.
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби.
1
2.
Сравнение обыкновенных дробей.
1
3.
Арифметические действия с обыкновенными дробями
1
4.
Арифметические действия с обыкновенными дробями
1
II.
5.
Прямые на плоскости и в пространстве
Взаимное расположение двух прямых. Пересекающиеся прямые.
1ч
1
Перпендикулярные прямые.
III.
6.
Десятичные дроби
Десятичные дроби. Представление десятичной дроби в виде
4ч
1
обыкновенной.
7.
Единицы измерения длины и массы.
1
8.
Представление обыкновенной дроби в виде десятичной.
1
9.
Сравнение десятичных дробей.
1
IV.
Действия с десятичными дробями
6ч
10.
Арифметические действия с десятичными дробями.
1
11.
Арифметические действия с десятичными дробями.
1
12.
Арифметические действия с десятичными дробями.
1
13.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
1
14.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
1
15.
V.
16.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к
1
1ч
1
окружности. Взаимное расположение двух окружностей.
VI.
Отношения и проценты
4ч
17.
Отношение. Решение текстовых задач арифметическим способом.
1
18.
Отношение. Решение текстовых задач арифметическим способом.
1
19.
Отношение. Решение текстовых задач арифметическим способом.
1
20.
Проценты.
1
VII.
21.
Выражения. Формулы. Уравнения
Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств
4ч
1
арифметических действий.
22.
Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств
1
арифметических действий.
23.
Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения.
1
24.
Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения.
1
VIII.
25.
Симметрия
Осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных
1ч
1
фигур.
IX.
Целые числа
2ч
26.
Положительные и отрицательные числа. Множество целых чисел.
1
27.
Арифметические действия с целыми числами. Свойства
1
арифметических действий.
X.
28.
Рациональные числа
Множество рациональных чисел. Изображение чисел точками
3ч
1
координатной 1 прямой.
29.
Арифметические действия с рациональными числами.
1
30.
Свойства арифметических действий.
1
XI.
Многоугольники и многогранники
2ч
31.
Параллелограмм и его свойства.
1
32.
Прямоугольник, квадрат, ромб. Изображение геометрических
1
фигур.
XII.
33.
Множества. Комбинаторика
Множество, элемент множества. Задание множеств
2ч
1
перечислением элементов, характеристическим свойством.
34.
Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое
1
множество. Подмножества.
Календарно-тематическое планирование 7 класс.
№
I.
Раздел, тема урока
Алгебраические выражения
Кол-во часов
4ч
1.
Числовые выражения.
1
2.
Алгебраические выражения.
1
3.
Алгебраические равенства. Формулы.
1
4.
Свойства арифметических действий.
1
Правила раскрытия скобок.
II.
5.
Уравнения с одним неизвестным
Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к
2ч
1
линейным.
6.
III.
Решение задач с помощью уравнений.
Одночлены и многочлены
1
5ч
7.
Степень с натуральным показателем.
1
8.
Свойство степени с натуральным показателем.
1
9.
Одночлен. Стандартный вид одночлена.
1
Умножение одночленов.
10.
Многочлены
1
Приведение подобных членов.
11.
IV.
12.
Деление одночлена и многочлена на одночлен.
Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок. Луч и угол. Измерение отрезков. Измерение
1
1ч
1
углов. Перпендикулярные прямые.
V.
Разложение на множители
4ч
13.
Разложение на множители.
1
Вынесение общего множителя за скобки.
14.
Формула разности квадратов.
1
15.
Квадрат суммы. Квадрат разности.
1
16.
Применение нескольких способов разложения на множители.
1
VI.
Треугольники
3ч
17.
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
1
18.
Свойства равнобедренного треугольника.
1
19.
Первый признак равенства треугольников
1
Второй признак равенства треугольников.
Третий признак равенства треугольников.
VII.
Алгебраические дроби
4ч
20.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей.
1
21.
Приведение дробей к общему знаменателю.
1
22.
Сложение и вычитание алгебраических дробей
1
23.
Умножение и деление алгебраических дробей
1
VIII.
Параллельные прямые.
2ч
24.
Признаки параллельности двух прямых.
1
25.
Аксиома параллельных прямых.
1
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми
и секущей.
IX.
Функция
2ч
26.
Функция.
1
27.
Линейная функция и ее график
1
X.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
2ч
28.
Сумма углов треугольника.
1
29.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
1
XI.
Прямоугольные треугольники
2ч
30.
Прямоугольные треугольники.
1
31.
Построение треугольника по трем элементам
1
XII.
Системы двух уравнений с двумя неизвестными
3ч
32.
Способ подстановки
1ч
33.
Способ сложения
2ч
34.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
Раздел, тема урока
Рациональные дроби и их свойства
I.
1.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
2.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Кол-во часов
4ч
1
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
1
3.
Умножение дробей. Возведение дроби в степень.
1
4.
Деление дробей.
1
Преобразование рациональных выражений.
Четырехугольники
II.
5.
Параллелограмм. Свойство сторон и углов параллелограмма.
2ч
1
Свойство диагоналей параллелограмма.
6.
Трапеция. Свойства равнобедренной трапеции.
1
Прямоугольник.Ромб.Квадрат.
Квадратные корни
III.
5ч
7.
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
1
8.
Уравнение
1
9.
Квадратный корень из произведения , дроби, степени.
10.
Квадратный корень из произведения , дроби, степени.
1
11.
Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя
1
под знак корня.
12.
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Площадь
IV.
13.
Площадь многоугольника, квадрата, прямоугольника.
1
2ч
1
Площадь параллелограмма.
Площадь трапеции.
14.
Теорема Пифагора.
1
Решение задач по теме «Теорема Пифагора»
Квадратные уравнения
V.
15.
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные
5ч
1
уравнения.
16.
Решение квадратных уравнений по формуле.
1
17.
Решение задач с помощью квадратных уравнений.
1
18.
Теорема Виета.
1
19.
Решение задач с помощью рациональных уравнений.
1
Подобные треугольники
VI.
20.
Определение подобных треугольников.
3ч
1
Признаки подобия треугольников.
21.
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»
22.
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»
1
Средняя линия треугольника
Неравенства (5уроков)
VII.
5ч
23.
Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств
1
24.
Сложение и умножение числовых неравенств
1
25.
Числовые промежутки
1
26.
Решение неравенств с одной переменной
1
27.
Решение систем неравенств с одной переменной
1
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного
VIII.
1ч
треугольника
28.
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного
1
треугольника
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60
градусов
Окружность
IX.
29.
Касательная к окружности
2ч
1
Центральные и вписанные углы
30.
Вписанные и описанные окружности
Степень с целым показателем.
X.
31.
Определение степени с целым отрицательным показателем
32.
Свойства степени с целым показателем
Векторы
XI.
33.
Понятие вектора.
1
2ч
2ч
1
Сложение и вычитание векторов.
34.
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению
задач.
1
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№
1.
Раздел, тема урока
Нумерация в пределах 1 млн.
Кол-во часов
1
Геометрия в нашей жизни.
Римская нумерация.
Десятичные дроби. Преобразование десятичных дробей.
Десятичные дроби. Преобразование десятичных дробей.
Сравнение десятичных дробей
2.
Отрезок, луч, прямая.
1
3.
Сложение целых чисел, десятичных дробей и чисел,
1
И вычитание целых чисел, десятичных дробей и чисел
4.
Умножение и деление целых чисел, десятичных дробей и чисел
1
Умножение и деление целых чисел, десятичных дробей и чисел,
полученных при измерении на двузначное число.
5.
Многоугольники.
1
6.
Умножение и деление целых чисел на трехзначное число.
1
7.
Решение задач по теме «Арифметические действия с числами».
1
8.
Круг и окружность.
1
9.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел.
1
10.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
1
11.
Умножение и деление обыкновенных дробей.
1
12.
Нахождение части от числа.
1
13.
Площадь плоской фигуры.
1
14.
Понятие процента.
1
15.
Нахождение 1% числа.
1
Нахождение нескольких процентов числа.Решение задач.
16.
Площадь прямоугольника и квадрата.
1
17.
Площадь круга.
1
18.
Решение задач на проценты.
1
19.
Запись десятичных дробей в виде обыкновенных.
1
20.
Действия с целыми и дробными числами.
1
21.
Все действия с целыми числами и десятичными дробями.
1
Решение уравнений.
22.
Решение неравенств. Решение систем неравенств.
1
23.
Решение систем уравнений .
1
24.
Площадь прямоугольника, квадрата. Решение задач.
1
25.
Площадь трапеции, треугольника. Решение задач.
1
26.
Вписанная и описанная окружность. Решение задач
1
27.
Формулы сокращенного умножения. Преобразования
1
алгебраических выражений.
28.
Графики прямой. Решение упражнений
1
29.
Парабола. Графики параболы. Соответствие формулы и
1
графикам.
30.
Гипербола. Соответствие формулам и графикам.
1
31.
Решение вариантов типа ГВЭ.
4
32.
33.
34.